Старый форум - в режиме чтения

Деревенская жизнь, новости => Воскресенский и Коломенский районы => Тема начата: vstep от 16 Сентября 2012, 20:03:39



Название: Книга "Очерки истории Воскресенского края"
Отправлено: vstep от 16 Сентября 2012, 20:03:39
В этом году была издана (очень небольшим тиражом, что делает её библиографической редкостью) книга авторов Суслова А.А. и Фролова А.Н.
"Очерки истории Воскресенского края." - М.: Новалис, 2012 - 752 с ISBN 978-5-902291-24-4

В предисловии к книге А.В. Квардаков пишет:
"Книга, рожденная многолетним трудом наших уважаемых земляков Александра Анатольевича Суслова, Андрея Николаевича Фролова и художника Николая Ивановича Башлыкова, — редкое собрание уникальных подробностей истории родного Воскресенского края. Эта книга — плод труда замечательных людей, по крупицам собиравших ниточки истории, страницы летописей, искавших интересные факты среди обыденности, умеющих видеть красоту родных мест и ценить опыт поколений, слушать и слышать своих земляков, среди которых немало героев, творцов, людей интересных и трудолюбивых. Порою кажется, что все героическое и неординарное случается там, где нас нет. Но как только даешь себе труд внимательно всмотреться в историю своего города и района, заметить причудливые линии судеб воскресенцев, и живших ранее, и нынешних современников — понимаешь, вот она — моя Россия, вот она — моя история, вот оно — мое героическое и культурное наследие! Описанная в книге судьба Воскресенского края поможет читателям по-новому увидеть жизнь нашей малой родины, осознать очень простые и понятные каждому истины о добре и зле, о чести и верности, выраженные ясным и добрым языком простых человеческих судеб.
Эти истины мы хотим передать нашим детям, нашим внукам вместе с горячей любовью к родным местам, глубоким уважением к истории и культуре родной земли, доброй памятью о былых победах и надеждой на успешное будущее любимого Воскресенского края.."

Со сказанным выше трудно не согласиться!

Позволю себе разместить здесь небольшой кусочек из книги, касаемый нашего села Карпово. Надеюсь уважаемые авторы не будут на меня в обиде :-)
ведь книгу эту купить увы пока нет возможности, а как появится я лично сразу куплю.

Итак,

Карпово, церковь Архангела Михаила

В XVI—XVII веках Карпово входило в состав похрянского стана Коломенского уезда и располагалось на берегах речки Похрянки, от которой ныне осталось высохшее русло и живописный пруд в центре села.

Название Похрянскому стану (или волости) дало старинное село Похряне, ныне не существующее. Вот что пишет о нём Н. Иванчин-Писарев в своей книге «Прогулки по древнему Коломенскому уезду» (М., 1844): «Похряне. Это бывшее волостное село, упомянутое в душевных грамотах Ивана Калиты и Донского, некогда давало своё имя особенному уезду в области Коломенской, что видно в первой из упомянутых грамот: «Село на Северце в Похрянском уезде (речь идёт о селе Северском на реке Северке в Коломенском районе — А. С.). Ныне эта волость и не деревня даже, а погост.

Между двух отлогих гор, на берегу речки Похрянки стоит деревянный храм во имя Архангела Михаила. В алтаре храма достопримечателен образ Нерукотворного Спаса с венцом резным из дерева, гладким и блестящим, как металл; назади надпись: «Поновлён в 7190 [1682] году Августа 28 дня», но по всему видно, что в этой древней иконе поновили один плат, не касаясь лика. Прочия же иконы, к сожалению, переписаны, по обыкновению, малярами. К этому погосту принадлежит приход также бывшего села Карпова, котораго владельцем был учитель Петра Великого Гр(аф) Никита Моисеевич Зотов (Сказывают, что это Карпово было само село Похряне, разселённое до храма, который ныне в полверсты от дворов, и уже называется погостным). У самого Похрянского храма пролегала большая (Брашевская) дорога, но по воле старого владельца села Никитского, Рославлева, сведена чрез его село».

Таким образом, Иванчин-Писарев высказывает предположение, что Карпово — это часть исчезнувшего села Похряне, которое было разделено («разселено») на две части, из которых одна (собственно Похряне) впоследствии исчезла, а вторая часть — Карпово — уцелела. Подтверждение этой версии действительно было найдено в одном документе XVII в., где село Карпово именуется «Карпово, Похряне тож». На месте исчезнувшей части позднее располагался Похрянский погост с деревянной церковью Архангела Михаила. Собственно, по этой церкви, Карпово и числилось селом.

Упоминаемый Н.Д. Иванчиным-Писаревым учитель («дядька») Петра I Н.М. Зотов (ок. 1644-1718) - думный дьяк, глава Большой канцелярии и Печатного приказа, получивший впоследствии от своего державного ученика титул графа.

Деревянная церковь в Карпове упоминается и в справочнике «Краткие сведения о всех церквах Московской епархии» (М.1874): «Карпово, Коломенского уезда, церковь деревянная, престол один: Архистратига Михаила; в приходе ее числилось 137 дворов, душ мужского пола 458, женского — 508; раскольничьих: мужского — 17, женского — 36» (сведения относятся к 1866 г.). К слову, в современном Карпове (на январь 1997 г.) проживало 63 жителя (всего). Отметим здесь, что в приход деревянной Михаило-Архангельской церкви входили три селения — Карпово, Лукьяново и Скрипино.

Это та же самая деревянная церковь, которую упоминает Иванчин-Писарев. Она стояла на погосте, к северу от Карпова. По воспоминаниям Н.А. Малевского-Малевича в 1860-х гг. настоятелем Михаило-Архангельской церкви служил священник Иван Филиппович (Некрасов). При нем вблизи от храма в открывшемся в земле колодце произошло чудесное явление Казанской иконы Божьей Матери. От обретенной иконы начались совершаться исцеления и на поклонение ей потянулись на Карповский погост богомольцы из многих губерний. На месте явления иконы над колодцем построили часовню, а сам деревянный храм отремонтировали и возвели новую колокольню. Подробнее обо всех этих событиях можно прочитать в очерке «Усадьба Лукьяново». Вскоре после перевода Ивана Филипповича на соседний Губинский приход церковь Михаила Архангела сгорела от ударившей в колокольню молнии. Еле успели вынести чудотворную икону. И тогда богатые карповские мужики решили строить церковь на новом месте, вблизи от околицы села Карпова. На старом церковище осталось карповское кладбище, а рядом — часовня над колодцем. Новую церковь решено было строить из кирпича, для чего собирались пожертвования среди богатых прихожан, а также среди благочестивых и состоятельный людей в других приходах. Большую сумму денег пожертвовала на строительство Евгения Андреевна Лукина, помещица из соседнего сельца Лукьянова. Она же написала все иконы для нового трехъярусного иконостаса, кроме местных икон. Также среди благотворителей была Акулина (Акилина) Сергеевна Клеева, жена богатого купца Михаила Клеева. Клеевы жили в загородном доме на берегу озера Белое рядом с нынешним посёлком Белоозёрским. По рассказам старожилов кирпич для новой церкви покупали в Москве, а к месту строительства в Карпово его возили на лошадях. До тех пор, пока новый храм не был возведен, богослужения проводились во временной полотняной церкви.

В 1884 году началось строительство каменного храма, как гласит надпись на металлической закладной доске. Приводим текст с этой доски: «Сооружён сей храм во имя Архистратига Михаила в благословенное царствование Всепресветлейшего Державнейшего Государя Императора Александра Александровича с благословения Высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского в 1884 году 8 июля, и освящён в 1891 г. в 15 день декабря на пожертвования нижеследующих благодетелей:

Михаила Егоровича Беляева
Евгении Андреевны Аукиной
Фрола Яковлевича Ермакова
Марии Григорьевны Михайловой
Акилины Сергеевны Клеевой
Акиндина Григорьевича Тинаева
Фёдора Никитича Самойлова
Ивана Алексеевича Алексеева
Акилины Павловны Павловой
Елисафеты Михайловны Семеновой
Антония Петровича Катца
и других жертвователей.

Сооружением заведовало избранное попечительство из нижеследующих лиц:

Священник Василий Петрович Марков
Архитектор Николай Петрович Марков
Ктиторы Алексей Герасимович Карцев, Феодул Митович Титов, Фёдор Васильевич Меркулов
Попечители: Иван Феоктистович Климов, Василий Матвеевич Матвеев
Церковный сборщик Трофим Селуянов»

Как видим, священник церкви и архитектор её были родными братьями. Кстати, архитектор Н.П. Марков был автором проекта ещё одной церкви в нашем районе — церкви Воскресения Христова в селе Воскресенском, от которого, собственно, и ведёт название наш город.

Император, упомянутый в тексте, это Александр III (царствовал с 1881 по 1894 годы).

Митрополит Московский и Коломенский Макарий, известный церковный историк и богослов, скончался в 1882 году, т.е. решение о возведении храма и благословение митрополита были получены задолго до начала строительства. Время ушло на составление проекта, сбор средств, заготовку материалов и т.д.

Ктиторами (по-гречески «строитель, создатель») в Византии и Древней Руси назывались частные лица, на собственные средства строившие общественные церкви. Позднее в России ктиторами стали называть церковных старост, избираемых приходом и утверждаемых архиереем.

Церковь выстроили (строительство и внутренняя отделка длились около 7 лет) из кирпича, на белокаменном фундаменте, стены оштукатурили.

Храм невелик по размерам, типично сельский, но гармоничен и красив. Примерно к середине XIX века стиль классицизма, дотоле преобладавший (колонны, портики и т.п.), перестал удовлетворять зодчих, требовал обновления. Источником этого обновления выбрали старые, отошедшие в прошлое формы, своего рода «ретро». В частности, российские архитекторы обратились к мотивам древнерусского зодчества. Эти поиски вылились в конце концов в так называемый «неорусский» (или «псевдовизантийский») стиль, в котором и построена карповская церковь.

Композиционно храм устроен следующим образом: четверик основной части храма перекрыт парусным сводом, на который поставлен световой барабан, а уже на него — небольшая главка с крестом; с запада к храму примыкает бесстолпная, равновеликая храму трапезная, к которой пристроена двухъярусная шатровая колокольня. Шатровое покрытие колокольни и характер декора восходят к образцам «тоновской» архитектуры. Южный и северный (т.е. боковые) части храма завершены полуциркульными закомарами. Апсида, также полуциркульная, украшена снаружи изображением Архистратига Михаила с огненным мечом (день Архангела Михаила, «Михайлов день», отмечается 21 ноября нового стиля).

Интерьеры храма благодаря отсутствию колонн и парусным сводам носят зальный характер. Утварь, киоты и деревянный, окрашенный маслом пятиярусный иконостас современны храму. Все иконы конца XIX века и «новоделы» 1970-х годов. Внутри своды и стены оштукатурены и расписаны масляной живописью, местами очень наивной. Росписи сделаны (переписаны) в 1977 году старостой церкви.

Священник Василий Петрович Марков, при котором в селе Карпове был построен новый каменный храм, служил в нём вплоть до 1909 года. В том же году 20 октября отец Василий был уволен за штат, согласно собственному прошению. На его место получил назначение учитель церковно-приходской школы при той же церкви Михаил Никанорович Успенский. В 1916 году, 15 июня «заштатный священник Михаило-Архангельской церкви с. Карпова Василий Марков за ревностное служение церкви Божией и за заботы по постройке вместо сгоревшего деревянного каменного храма» был награждён камилавкой. По некоторым данным Василий Петрович Марков был похоронен за алтарной частью храма. Надмогильный памятник иерея Маркова сохранился, он металлический и выполнен в виде усеченной пирамиды с украшением. Сын священника Николай Васильевич Марков в послереволюционное время учительствовал, а его внук Вячеслав Николаевич участвовал в Великой Отечественной войне, дошёл до Берлина. Впоследствии он работал преподавателем немецкого языка (который знал в совершенстве) в нашем первом вузе — Воскресенском УКП ВЗПИ (в народе — институт, ныне филиал МГОУ). Более подробно о них можно прочитать в очерке «По реке памяти».

Возвращаясь к истории храма Архангела Михаила в селе Карпово, расскажем немного о судьбе здешних священников, которым довелось служить в самые тяжелые для церкви годы. Первым из них был вышеупомянутый Михаил Никанорович Успенский. Родился он в 1884 году в Карпово, вероятно, в семье здешнего причетника. В церкви Архангела Михаила отец Михаил служил более двух десятилетий - с 1909 по 1931 гг. Во время проведения коллективизации его, как и многих других зажиточных селян, подвергли репрессиям. 9 марта 1931 г. органы ОГПУ произвели арест карповского священника, а уже 30 марта Михаил Успенский был обвинен по статье 58—10 (печально известная 58 статья) и приговорен к 3 годам лагерей. Какова была дальнейшая судьба 48-летнего священника и вернулся ли он в свое родное село Карпово после отбытия лагерного срока — остается пока неизвестным.

Карповской церкви определенно «повезло»; одна из немногих в нашем районе она в советские годы избежала участи быть закрытой, отданной под склад и т.п. и в продолжении своего более чем векового существования оставалась тем, чем и должна была быть, т.е. действующим храмом. Однако настоятель церкви Михаила Архангела отец Андрей Воскресенский в эти страшные годы «испил чашу до дна» — в 1937 году он был арестован и 31 октября 1937 года расстрелян на печально известном полигоне НКВД в Бутово. В тот день с ним вместе были расстреляны священники нашего района — Александр Ардашев (село Барановское), Михаил Взоров (Марчуги) и Сергий Лазарев (Николаевская церковь погоста Пяти Крестов). А всего в тот день было расстреляно 284 человека. Андрей Воскресенский причислен к лику священномучеников на Юбилейном архиерейском соборе 13—16 августа 2000 года. В настоящее время подготовлено и издано житие Андрея Воскресенского. «Священномученик Андрей Воскресенский родился 2 октября 1884 года. Его отец, протоиерей Владимир Андреевич Воскресенский, был настоятелем храма Смоленской иконы божией Матери, находившегося на Смоленской площади в Москве.... В 1898 году Андрей Владимирович закончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1904 году — Московскую Духовную семинарию. В том же году он поступите Московскую Духовную академию, которую окончил в 1908 году со степенью кандидата богословия, и в 1909 году был назначен на должность помощника инспектора в Новгородскую Духовную семинарию. Женился на Варваре Сергеевне Булатовой.

В 1912 году он был рукоположен в сан священника к московскому храму Успения Божией Матери, что в Казачьей слободе, и состоял законоучителем в 4-м мещанском Мариинском женском городском училище и в частной женской гимназии А.С. Стрелковой... Вскоре он был возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем. В это время при поддержке старосты храма он готовил публикацию об истории этого храма и жизни казачества в Москве, основанную на изучении церковного архива. Все эти материалы погибли при закрытии церкви в 1930 году.

Отец Андрей был назначен служить в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, а затем в храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Последним местом его служения стала церковь Михаила Архангела в селе Карпово Воскресенского района Московской области. Здесь, как и в Москве, прихожане полюбили доброго пастыря, который старался помогать им и словом, и делом. По первой же просьбе он шёл исполнять требы в любую погоду — и во время проливного дождя, и в трескучий мороз. Он всегда находил время, чтобы вскопать огород или накосить сена одинокому старику. Он был человеком, который старался жить в мире со всеми и которого равно любили как прихожане, так и домашние. Когда он приезжал из села Карпово в Москву, где жила его семья, вся местная детвора бежала ему навстречу, и для каждого он находил приветливое слово и маленький гостинец.

Протоиерей Андрей был арестован 7 октября 1937 года по обвинению в «агитации против руководителей советского правительства и колхозов» и заключен в тюрьму города Коломна. Были вызваны лжесвидетели, которые дали показания, нужные следователю. Затем эти показания были зачитаны отцу Андрею, и он последовательно одно за другим опроверг все лжесвидетельства. В конце концов следователь на последнем допросе спросил:

- На следствии вы уличены свидетельскими показаниями в контрреволюционной деятельности. Почему вы это отрицаете?
- Я могу только подтвердить, что никакой контрреволюционной деятельности я не вёл и все свидетельские показания отрицаю.

17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Воскресенский был расстрелян 31 октября 1937 года и погребён в безвестной могиле в Бутово».

В Москве ныне живут дети отца Андрея - сын Александр Андреевич и дочь Людмила Андреевна. Сын новомученика — Александр Воскресенский принимал участие в Великой Отечественной войне, за ратные подвиги в ходе освобождения Чехословакии лейтенанту Александру Воскресенскому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Во время войны в храме Михаила Архангела служил священник Пётр Григорьевич Ильин. Это был очень старый и заслуженный священник. Он родился в 1868 году и в 1890 г. окончил Московскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента. Служил псаломщиком в Троицкой церкви в Кожевниках. С 1900 г. определён на диаконское место к Московской Антиповской (святого Антипия) церкви. В 1914 году отец Пётр рукоположен во священники и долгое время, до 1939 года служил в разных московских храмах. За это время он был удостоен многих церковных наград. С 1939 по 1941 гг. Пётр Ильин находился в заштате по болезни. В Карпово он служил, предположительно, с 1941 и по 1944 гг. 5 марта 1944 года, по принятии монашества с именем Иларий, посвящен в сан епископа Дмитровского. Чин хиротонии совершал патриарх Сергий, митрополит Крутицкий Николай и другие святители. В мае 1944 года был назначен епискипом Ульяновским и Мелекесским и одновременно управляющим Казанской епархии. 28 декабря 1945 года переведён епископом Чебоксарским и Чувашским. В 1950 году награждён саном архиепископа. Архиепископ Иларий (Ильин) скончался 14 апреля 1951 года. В послевоенные годы в храме Михаила Архангела служил священник Алексий Зернов. Могила его находится рядом с храмом. Известно, что в церкви села Карпово служили в разное время священники Александр Коробейников и Александр Захаров. Подробнее о них рассказано в очерке о храме Иоанна Златоуста в селе Новлянское. С 1978 года по 1987 гг. обязательности настоятеля Михаило-Архангельской церкви в селе Карпово исполнял протоиерей Александр Михайлович Сайгушев. О жизненном пути священника Сайгушева написано в очерке о Крестовоздвиженском храме села Марчуги.

Настоятелем церкви в настоящее время является священник о. Леонид (Коломин), которому 6 мая 2009 года исполнилось 70 лет. Малой родиной отца Леонида является посёлок Хорлово Воскресенского района. Будущий батюшка много лет работал медиком, в качестве судового врача он три года ходил на судах рыболовного флота, в том числе — на траулере «Прокопьевск». С 1968 г. трудился в Москве в различных медицинских учреждениях. Вера в Бога крепла в нём, и почти каждый вечер он находил дорогу к храму. В 1987 г. после смерти матери Леонид Коломин решает порвать с мирской жизнью и целиком посвятить себя церкви. Сначала он служил пономарем в Новлянской церкви — подавал кадило, гладил священнику облачение, выполнял другие поручения. А 28 августа 1990 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Коломенский Ювеналий в Успенском соборе г. Коломны возвел Леонида Коломина в сан священника. В Карпово, куда получил назначение новый батюшка, он стал врачевателем не только душевных, но и телесных немочей своих прихожан, ведь здешние жители остались в начале 90-х практически без медицинской помощи. При отце Леониде в храме Михаила Архангела был проведен большой ремонт и реставрация. Деньги на это благое дело жертвовали благотворители, в числе которых был известный актер и режиссер Никита Сергеевич Михалков.

А. Суслов.

---
Некоторые дополнения:
Одна из жительниц нашего села составила следующий список священников, служивших в нашем храме с 1958 г.
Вот этот список (за 100% его достоверность я ручаться не могу, кто знает, поправьте):

1958-1965 гг - Прот. Александр Коробейников
1965-1967 гг - Свящ. Иван Самарин
1967-1974 гг - Прот. Александр Коробейников
1974-1979 гг - Прот. Александр Захаров
1979 г (11 месяцев) - Иерей Василий (из Москвы)
1980-1983 гг - Свящ. о. Иван (из пос. им. Цурюпы)
1983-1988 гг - Прот. Александр Сайгушев (р. 02.01.1937- ск. 17.09.2002)
1988-1989 гг - Свящ. о. Михаил (из Москвы)
1990 г - Свящ. о. Фёдор
1990 -н.в. - Свящ. о. Леонид (Коломин)