Автор Тема: АНКЕТА МЕМОРИСТА. РАЗДЕЛ II.  (Прочитано 1926 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн evgrafyich9

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 56
АНКЕТА МЕМОРИСТА. РАЗДЕЛ II.
« : 07 Августа 2014, 00:09:57 »
Либерал на "социалке"
Во главе Минтруда и соцразвития РФ Александр Починок оказался как бы по стечению обстоятельств. Прошёл  год как  он остался без министерского кресла в МНС РФ. Теперь тянул чиновничью лямку в качестве  начальника департамента финансов и денежно-кредитного регулирования аппарата Правительства России. По служебному рангу эта должность  соответствовала  чину замминистра. Однако, на новом месте Починка, помимо обиды на понижение  правительственного статуса, угнетали личная некомпетентность в финансово-кредитных вопросах и  хлопотные канцелярские обязанности. Но вот, в  мае 2000г. стало формироваться  очередное правительство РФ под председательством финансиста-рыночника  М.М.Касьянова. В экономический блок кабинета министров вошли  представители праволиберальных кругов.А.Кудрин, Г.Греф, А.Жуков, И.Шувалов, И.Южанов, Ф.Газизулин были известны как сторонники прозападных идеологических воззрений. Президент РФ Путин В.В. и новое Правительство нацелились на коренные институциональные преобразования, чтобы решительным образом улучшить  положение в экономике и социальной сфере страны. Ударными становились  меры  в  сферах трудовых и социальных отношений. Для быстрой  реализации намеченного прежний министр этого правительственного направления Сергей Калашников был сочтён  инертным и  мягким руководителем. Выбор пал на тёртого служаку А.Починка, бывшего под боком, в аппарате Правительства. Думается, что ему протеже составил земляк-челябинец В.Христенко, тогда ставший зам.председателя  правительства. К слову, в такой же должности, он  был  заместителем председателя ВЧК, которая в мае 1998г.  с треском сняла Починка в должности главы ГНС РФ.(Может быть, теперь новым назначением Александр Петрович  получил моральную компенсацию за тот случай).

Министром  труда и социального развития РФ  Александр Починок был  с 18.05.2000г.
по 09.03.2004гг. В этот период ведомство участвовало в либерализации действующей системы законов о труде, изменении пенсионного законодательства ( введение накопительных пенсий), сокращении льгот в социальном обслуживании граждан. Основные идеи и направления этих реформ исходили из Минэкономразвития РФ             ( Герман Греф) и Минфина РФ (Алексей Кудрин). Опять- таки, многие решения по либерализации трудовых и социальных отношений были продиктованы МВФ и Всемирным банком.Заявленная  цель – приблизиться к европейским социальным стандартам.

Укрощение наёмного труда
Починок рьяно отстаивал  правительственную концепцию регулирования взаимоотношений работодателей, работников и их представителей. Она уменьшала защитную функцию трудового законодательства в интересах  предпринимателей и развития бизнеса, особенно крупного. Вводился многоступенчатый переговорный  порядок разрешения споров между сторонами трудовых отношений (работодатель, трудящийся, профсоюзная организация). Доминирующим становилось заключение срочного трудового договора. Расширялся перечень оснований, по которым работодатель  вправе в одностороннем порядке уволить работника ( без согласования с профсоюзом). Предусматривалось увеличение общего и сверхурочного рабочего времени (как рабочей недели, так и рабочего дня). Разрешено устанавливать на предприятии тот размер оплаты труда, который устраивает предпринимателя. Снимались льготы по оплате перерывов в работе, не связанных с данным производством (в частности, отпуск для сдачи сессии в учебном заведении). Ухудшался порядок расчета отпускных выплат. Усложнялась процедура проведения забастовки и иных протестных выступлений работников. Предприниматель имел право вывести деятельность профорганизации за «ворота» своего предприятия.
В целом подготовленный правительством вариант Трудового кодекса РФ ужесточал положение наёмного работника. В условиях, когда право на забастовку сильно ограничено, работодатель мог безнаказанно расправляться с работниками. Кодекс значительно урезал возможности трудящихся коллективно защищать свои интересы. Зафиксированный порядок разрешения трудового коллективного спора был настолько сложным и запутанным, что практически его трудно  организовать законно. Профсоюзы окончательно теряли возможность представлять интересы работников, сопротивляться массовым сокращениям. Во многих статьях Кодекса  формулировки отдельных важных норм оказались  размытыми, тем самым оставляя возможность для любой интерпретации трудовых  споров.                           

В последующем, при рассмотрении в Госдуме РФ правительственного  проекта Трудового кодекса его зловещий посыл был несколько смикширован. Четырёхсторонняя согласительная комиссия (представители объёдинений бизнеса и  профсоюзов, правительства, депутатских групп) исключила из проекта наиболее одиозные нормативные положения (например, личное решение предпринимателя не принимать на работу или  уволить беременную женщину или женщину с маленьким ребенком). По этому поводу А.Починок сетовал: «Мы не могли обеспечить принятие нашего текста». [http://dis.ru/ library/archive/142/ 2002/16195/].Проще говоря, глава Минтруда  не сумел «пробить» в трудовое законодательство страны  весь пакет правительственных  установлений. Однако, сохранилась общая либеральная  жёсткость нового Трудового кодекса РФ. В конце декабря 2001г. он был принят обеими палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ. Кодекс  вступил в действие с 1 января 2002г.                                                                                                   
Со временем  бизнес- акцентированная государственная политика в регулировании  трудовых  отношений стала  вызвать активный протест трудящихся  и объединений независимых профсоюзов, прежде всего ФНРП. Под их давлением в июне 2006г. Госдума РФ  внесла поправки в  Трудовой   кодекс. Изменения коснулись более 300 его статей  кодекса , а весь текст дополнился 13 новыми статьями. Такими коррекции усилили  принцип социального равенства и партнерства в сфере труда.
Социологические исследования показывают, что односторонняя либерализация трудового законодательства за счёт снижения защищенности наёмных работников  всегда чревата ростом числа трудовых конфликтов и забастовок при ухудшении  ситуаций в экономике. Эта тенденция отчётливо проявилась в разгар  экономического кризиса 2008-2009 годов. И тогда, как бывало раньше, предпринимательский класс вышел из затруднений за счёт того, что профсоюзы пошли на уступки работодателям путём отказа  от требований  выполнения части  социальных обязательств по коллективному договору.

Перетряхивание госпенсий
При Александре Починке  Минтруда РФ  приступило к пенсионной реформе: изменению пенсионного законодательства и введению накопительных пенсий. Правительство спешило, убеждая себя и общество, что существующая  пенсионная система обречена из-за неблагоприятной долговременной демографической ситуации.
Она не сможет существовать, не выдержит, если в стране безотлагательно не ввести накопительный принцип. Концепцию  правительственной пенсионной реформы  и законодательные акты для её реализации разработал подведомственный  министерству Пенсионный фонд РФ (руководитель М.Зурабов). Направления и механизмы  либерализации пенсионного законодательства были  определены по лекалам  Международного валютного фонда. Фонд  предписал России  внедрить накопительную схему пенсионного обеспечения, опробованную в Чили в период правления генерала Пиночета. [Тогда режим «чёрных полковников» урезал многие социальные права трудящихся ].Суть предстоящих пенсионных новаций заключалась в том, чтобы россиян  приравнять к вкладчикам, которые смолоду будут копить на обеспеченную старость. Данный постулат Починок воспринял как личное  убеждение и ретиво ему следовал.
Пенсионная реформа стартовала с 1 января 2002г.,хотя информационная и идеологическая подготовка российского населения к нововведениям в пенсионной сфере  не была проведена. Перестройка пенсионного дела началась  одновременно в введением Трудового кодекса РФ. Таким образом, на  явные  издержки в новом трудовом законодательстве наложилась невосприимчивость пенсионной реформы подавляющим большинством населения. Эти обстоятельства  усугубили социально-экономическую напряжённость в стране. Накопительная  пенсионная  система изначально была обречена на провал.По своему устройству она  являлась финансовой пирамидой. Реальные денежные выплаты получали лишь работники, первыми вышедшие на пенсию. Последующим возрастным группам пенсионеров  денег из Пенсионного фонда стало не хватать. Растущий дефицит средств ПФР  покрывался за счёт средств федерального бюджета. Несколько лет спустя негативные последствия той реформы стали очевидны. Как-то, в узком кругу Починок сказал, что готов  публично признать, что напрасно отстаивал преимущества накопительного принципа пенсий. [http://www.mk. ru/social/article/2014/03/17/999337-u-pochinka-byilo-prozvische-alpachino.html].В настоящее время (летом 2014г.) правительство рассматривает вопрос об отказе  от накопительного порядка государственного пенсионного обеспечения граждан.

Атака на соцстрах                                                                                             
 В 2002-2003гг. по поручению Правительства России  возглавляемое  А.Починком  Минтруда РФ разрабатывало реформу медицинского и социального страхования. Министерству  предписали завершить всю законопроектную работу до конца 2004г. Предстояло для этих сфер социального обслуживания населения подготовить законодательство по социальным стандартам. Концепцию и механизм реформы предложили учёные из Высшей школы экономики(ВШЭ). Впрочем, основные рекомендации они позаимствовали из публикаций зарубежных специалистов. Главной идей реформы объявлено отделение соцстраха от соцобеспечения. Предусматривалось в фондах социального страхования «оставить только выплаты по страховым случаям» (по временной нетрудоспособности, по несчастному случаю, по беременности и родам и т.п.). Остальные расходы переводились в бюджеты разных уровней (базовые пенсии, пособия на детей, на погребение, затраты для проведения летних оздоровительных мероприятий и  другие виды). Такая  мера внешне выглядит безобидной. Но, на поверку суть её  глубже  – государство получало гибкий инструмент регулирования уровней  отдельных социальных обязательств в зависимости от данной величины источников их финансирования. На практике за введением этих ловких новшеств последовал поиск «резервов» для уменьшения государственных социальных   обязательств. При том, значительная часть социальных расходов «скидывалась» с федерального уровня  на бюджеты регионов. Так, при формировании  федерального бюджета на 2005г. тот же Починок высказался за  отказ от похоронных выплат и  оплаты  услуг по доставке пенсий не инвалидам и ветеранам моложе 80 лет,  ограничение общего размера оплаты по больничным листкам, сокращение затрат на летние оздоровительные мероприятия для детей. Как меру предотвращения дефолта Пенсионного фонда РФ по выплатам страховой части трудовой пенсии, Минтруда  предложило в 1,4 раза снизить обязательства ПФР перед пенсионерами. Эксперты отмечали, что такие  идеи чиновников серьезно нарушают конституционные права пенсионеров.
При Починке стал разрабатываться проект монетизации социальных льгот: замена натуральных льгот, предоставляемых гражданам, выплатой им денежных компенсаций. Данный принцип  был закреплён принятием Федерального закона от 22.08.2004. №122, принятого вскоре  после ухода Починка с министерского поста. Монетизация льгот  вызвала неоднозначную оценку и широкий резонанс в обществе. Зимой-весной 2004/2005гг.  в стране  состоялись неоднократные  митинги и массовые  протестные выступления граждан. Выяснилось, что  эта реформа имела существенные методологические изъяны  и была организационно плохо подготовлена.

Резюме
Итак, деятельность Министерства труда и социального развития РФ в период, когда его возглавлял  Александр Починок,  нельзя признать государственно эффективной и одобренной российским социумом. Министр  руководил ведомством  спонтанно, порывисто отдаваясь во власть очередных либеральных идей. В текущей работе предпочтение отдавал проведению PR-акций.( Даже участвовал в рекламе фаст-фуда   международной ресторанной сети «Макдоналдс»). Своим неуёмным негативизмом Починок создал ощущение, что при наличии самостоятельных госорганов социального обслуживания населения (Пенсионный фонд,Фонд соцстраха,Фонд медстраха,Фонд занятости населения, и других) Минтруда и соцразвития РФ является  функционально  лишним ведомством. Очевидно не случайно и вероятно с учётом  таких выводов данное министерство было ликвидировано при очередной ротации правительства России весной 2004г.  В составе нового кабмина  М.Е.Фрадкова  для  регулирования и координации  социальных отношений в стране был образован другой федеральный орган- министерство  здравоохранения и социального развития РФ. Его главой назначили  М.Ю. Зурабова, напористого и  циничного руководителя Пенсионного фонда России.  Ему вверили  завершить  мероприятия идущих  реформ: пенсионной, медицинского и социального страхования.

                              ( Начало 06.08.2014г.Продолжение следует)