Чёрный человек!
Проведите ж, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Сергей Есенин
Екатерина Юрьевна Гениева, 1947г. рождения, из семьи зажиточных и верующих дворян. Православная экуменистка. Филолог-специалист по английской прозе XIX—XX веков. Кандидат философских наук, доктор педагогических наук. Во ВГБИЛ работает с 1972г. По словам Гениевой, она руководит библиотекой с 1989г. (в должности генерального директора – с 1993г.). В начале 1990-х годов с подачи протоиерея А.Меня разработала и внедрила новую концепцию ВГБИЛ, определившую её деятельность как международного культурного центра экуменической направленности. Гениева является членом Правления с 1991г., и с 1994г. — почетным членом Правления Российского Библейского Общества. Она - лауреат Премии «Человек года» по признанию Федерации еврейских общин России (2005г.).
Е.Ю.Гениева считается одним из лидеров и авторитетов в среде российской и международной библиотечной общественности. Однако, не все знают, что она давно и активно занимается политической деятельностью. Была членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (1996—2000гг.) и одновременно занимала пост президента Института «Открытое общество» Фонда Джорджа Сороса в России (1995-2003гг.). Является членом федерального гражданского комитета политической партии «Гражданская платформа» ( с октября 2012г.). Числится кандидатом на пост министра культуры в «теневом» правительства миллиардера Михаила Прохорова.
Под руководством Е.Гениевой ВГБИЛ продвигала «прогрессивные» либеральные реформы 1990-х годов в стране. Неспроста, в своё время Дж. Сорос назвал Гениеву, наряду с Явлинским и Гайдаром, своими друзьями, много способствовавшими воплощению инвестиционных программ его филантропического Фонда. Совместно с А.Чубайсом и Б. Минцем Гениева принимала активное участие в реализации либеральных социально-политических проектов Фонда Егора Гайдара.
Е.Ю.Гениева стоит во главе сильного идеологического учреждения. По своим уставным функциям ВГБИЛ (в обиходе –«Иностранка») имеет возможность формировать состав и структуру общероссийского библиотечного фонда печатных и иных изданий по гуманитарным наукам, художественной литературе и искусству зарубежных государств. «Иностранка» выступает научно-методическим центром для региональных библиотек страны по работе с иностранной литературой. Оказывает влияние на . комплектование и пополнение их активов книжных и справочных изданий на языках других народов по общественным наукам, языкознанию, литературоведению и искусству. Гениева исподволь и прицельно использует идеологический потенциал «Иностранки».
Наряду с выполнением традиционных библиотечных функций, руководимая Гениевой ВГБИЛ энергично занимается продвижением зарубежной гуманитарной культуры (читай: западных либеральных ценностей - ред.) в глубину России. При финансовой поддержке указанного Фонда Сороса в «Иностранке» в качестве структурных подразделений много лет действуют Американский центр (с 1993г.), Центр правовой информации (с 1999г.), Центр восточных культур (2002г.), а также Институт толерантности (с 2003г., совместный проект ВГБИЛ и Фонда Сороса). В конце 2012г. в здании «Иностранки» размещалось 14 иностранных культурологических центров (включая недавно открывшийся Иранский). В стенах ВГБИЛ по договорам о сотрудничестве работают публичные библиотеки Французского культурного центра, Информационного центра Британского совета и Информационного отдела посольства Японии. Наряду с ними в «Иностранке» много посадочных (пользовательских) мест арендуют различные зарубежные исследовательские фонды и медийные компании (в частности, американская BBC в России). Здесь таким же манером пристроились некоторые сектантские организации (типа Саентологической церкви).
Один из российских философов подметил: ВГБИЛ - это негласный идеологический центр возобновляемого в нашей стране розенкрейцерства (христианского эзотеризма, следующего правилам жизни тайного общества). В 1993г. Е.Гениева организовала во ВГБИЛ совместную с амстердамской Библиотекой герметической литературы выставку «500 лет Гнозиса в Европе». На ней были представлены рукописи, книги и плакаты, исповедующие теософские и антропософские принципы средневекового масонства. Через 10 лет, в 2004г. в «Иностранке» прошла выставка «Зов Розенкрейца», посвящённая 400-летию христианской герметической традиции. Главными экспонатами выставки стали подлинные Манифесты розенкрейцеров XIV-XVII веков. Одним из них был «Пэймандр» Гермеса Трисмегиста (первое издание,1471г.). В феврале 2008г. во ВГБИЛ состоялся международный симпозиум «Пути Гермеса», обсудивший проблемы современного розенкрейцерского движения в Европе. Ведущей на этом форуме была Е.Ю.Гениева. Похоже, старания Гениевой на почве подогрева интереса российских людей к розенкрейцерской мысли не остаются втуне. По сообщениям СМИ, в последние годы в либеральной среде страны укореняются тайные теософские организации (масонские ложи, закрытые клубы, вечеринки и т.п.).
В качестве директора Института Толерантности Е.Ю.Гениева проявила себя энергичным правозащитником. Проводила работу по реабилитации «жертв сталинских репрессий из числа иностранцев». Организовывала в ноябре 2006г., в Ирландии, конференцию на тему «О политической ситуации в России» с участием Егора Гайдара. Тот симпозиум имел скандальный отклик в СМИ. Недавно экуменистка Гениева взяла под свою защиту священника- раскольника Г.Чистякова, обвиняющего РПЦ в православном фундаментализме. Он трудоустроен в одном из отделов Института толерантности.
В последние 25 лет «Иностранка» не стояла в стороне от направляемого процесса идеологического разложения российского общества, воспитания ненависти к прошлому своей страны. Е.Ю. Гениева была инициатором ввоза и распространения в России русской эмигрантской литературы. В сентябре 1990г. она организовала проведение во ВГБИЛ выставки-продажи русских книг и журналов (в основном религиозных философов-эмигрантов ), выпущенных в 1920-1970гг. издательством «ИМКА-Пресс» (YMCA-Press, Париж). Эту первую в России книжную ярмарку открывал директор издательства Никита Струве, внук и сын белоэмигрантов, либерал, историк русской литературы. Он был первым зарубежным публикатором резонансных литературных работ тогдашнего диссидента Ал.Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»,«Красное колесо» ). В мае 1991г. по инициативе Гениевой во ВГБИЛ состоялась обширная выставка экуменистической литературы просветительского издательства «Жизнь с Богом» (La Vie avec Dieu, Бельгия). Оно было создано русскими католиками- эмигрантами второй волны (после II-й мировой войны). Вскоре после московской выставки издательство выпустило первую книгу протоиерея Александра Меня «Небо на Земле», которая вышла анонимно. В последующие 20 лет это издательство ежегодно публиковало одну-две книги священника.
Для поддержки экспансии зарубежной эмигрантской и религиозной литературы в России Е.Гениева пускает в ход возможности собственного издательского центра «Рудомино» ВГБИЛ. По предложению Папы Римского она опубликовала в первый раз на русском языке Катехизис Римской Католической Церкви. По инициативе Гениевой была напечатана работа молодого священника из Кракова, будущего Папы, «Любовь и ответственность», а также распространена по 3 тысячам библиотек России «Католическая энциклопедия». В 1990-е годы издательство «Рудомино» выпустило множество книг ( в основном эмигрантских и диссиденствующих авторов) на темы «ужасов сталинизма» и «тоталитарного советского прошлого».Эту идеологическую линию Е.Гениева продолжает в настоящее время. В феврале 2014г. она находилась в Калининграде в качестве куратора гуманитарной программы политической партии «Гражданская платформа» «Ex Libris: библиотеки 21 века».Тогда, в интервью информационном порталу RUGRAD.EU Ганиева заявила, что намерена в «Рудомино» обязательно издать «Историю сталинизма», этакую иллюстрированную энциклопедию «Холокост» на территории Советского Союза. Она утверждала (вслед Солженицыну), что в сталинских лагерях погибло 40 миллионов человек. По её мнению: «Всё это должно стоять на полках библиотек, и не только стоять, всё это должно говорить» [04.02.2014,
http://rugrad.eu/news/ 653000].
Идейные пристрастия и привязанности Е.Ю.Гениевой угадываются даже в установке
во внутреннем дворике (атриуме) ВГБИЛ памятников-бюстов людям, чья деятельность имеет неоднозначную оценку в не только в России. Протоирей Александр Мень, адепт и толмач экуменического течения. Памятник поставлен в 2000г. Похоже в связи с тем, что священник Мень был духовным отцом Гениевой (до 1990г.), венчал её с мужем. Кроме того, дабы поддерживать интерес к теологическим писаниям и деяниям о.Меня во ВГБИЛ ежегодно проводятся международные конференции, посвящённые его памяти. Джеймс Джойс, ирландский писатель и поэт, представитель модернизма. Метод его творчества- размытый «поток сознания». Был убеждён в извечной порочности человеческого общества. Памятник введён в атриум в 2008г. Наверное из-за того, что Е.Гениева увлечена рефлексивной сумеречной литературой Джойса, которой посвятила свои научные труды. Дмитрий Лихачёв, филолог-искусствовед, академик. В 1980-1990-е годы выступал поборником схоластического движения «новый гуманизм». Бюст бывшему узнику Соловков появился в 2011г. В том же году установлен памятник Иоанну Павлу II, религиозному лидеру католиков мира. Вероятно учтено, что Папа Римский дважды (1998г. и 1999г.) приглашал Е. Гениеву на встречу в Рим. Егор Гайдар, идеолог и практик разрушительных либеральных экономических реформ 1990-х годов в России. Его бюст введён в атриум ВГБИЛ в 2013г. За какие заслуги? На открытии памятника Е. Гениева пояснила – «Гайдар изменил менталитет русского народа» (читай: от православного стремления к социальному равенству и справедливости в сторону католического буржуазного эгоизма и индивидуального благополучия – ред.). Также отметим, что Гениева и Гайдар имели общий бизнес (в 2001г. совместно учредили социокультурные журналы «Вестник Европы XXI век» и «Флорентийское общество»).
Завершающий штрих. По собственному признанию «наполовину русская, наполовину еврейка», Е.Ю. Гениева отмечена многими государственными и общественными наградами. Из всего их букета для своей странички в Википедии (русская версия) она предпочла лишь один орден. Это - не российский Орден Дружбы, врученный Гениевой в 1999г. Б.Н.Ельциным. В интернет-публикации указан латвийский «Крест Признания» (орден «Роза и крест»), вручаемый за особую любовь к Отчизне и за достижения в государственной, общественной и культурной деятельности. На лицевой стороне ордена изображена роза, распятая на кресте. Тот же вид имеет эмблема тайного общества западноевропейских розенкрейцеров. В России история розенкрейцерства по сути сливается с масонской. Добавим: экуменизм Е.Гениевой родом из катакомбной (потайной ветви) православной церкви Подмосковья.
Резюме. Со временем ВГБИЛ оказалась «приватизированной» космополитизмом Е.Ю.Гениевой. «Иностранка» стала в её литературным салоном. В нём привечаются и уютно чувствуют себя носители идеологии «мирового гражданства». Прежде всего, это интеллигенция- адепты и люди, тянущиеся к западным либеральным ценностям. В салоне создана обстановка для усвоения евроамериканских моделей жизни через ознакомление и обсуждение книгопечатных и изобразительных изданий по общественным наукам, художественной литературе, религии и искусству зарубежных государств. Так что, не случайно, выступая на первой сессии Конгресса интеллигенции Гениева заявила, что «задача нашей Библиотеки принимать всех» (понимай: не взирая на политические взгляды, религиозные убеждения, социальные устремления, гражданство и т.п. - ред.).