Не первый год организаторы государственной политики РФ сетуют на нехватку креативных идей и ясных рекомендаций по выводу экономики страны на траекторию динамического роста. Экспертно- аналитические сообщества и бизнес-круги в голос требуют наладить разумное налогообложение предпринимательства и населения. Что же происходит в отечестве: нет проблесков учёного разума или слабы кадры реформаторов для установления фискального порядка?
В поиске ответа на данный вопрос набрёл на докторскую диссертацию, автор которой его разумению, почти 10 лет назад решил столь важную государственную задачу. Рекомендую - «Налоги в системе государственного регулирования экономики России : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.10. - Москва, 2005. – 439».
Из её автореферата цитирую нужные тексты дословно.
«Научная новизна исследования: создана концепции налогового регулирования экономического развития, определены пути и реализация методов его применительно к современной России и перспективам ее экономического развития, в том числе:
- предложен альтернативный существующему подход к пониманию функций налогов с позиции налогового регулирования экономики; разработаны принципы построения налоговой системы государства с целью применения их в налоговой политике;
построен ряд моделей, раскрывающих воздействие налогов на инвестиционную активность и позволяющих выявить соответствующие причинно-следственные зависимости; выявлены причинно- следственные зависимости между ставками налогов, с одной стороны, и налоговой базой и инвестиционной активностью - с другой; разработаны рекомендации по улучшению механизма начисления амортизации в целях усиления его применения в системе налогового регулирования; определены условия целесообразного использования налогового кредита;
- раскрыты механизмы налогового регулирования зарубежных экономик, дана оценка эффективности их применения в России и, с учетом этого, сформулированы направления совершенствования налогового регулирования с детализацией по основным видам налогов;
-предложена система принципов налогового регулирования межбюджетных отношений и даны рекомендации по его совершенствованию;
- разработана формула прогнозирования и планирования налогового потенциала региональных бюджетов, учитывающая величину налогового потенциала региона при предоставлении инвестиционных налоговых кредитов и региональных инвестиционных налоговых льгот;
даны рекомендации по совершенствованию структуры налогового паспорта региона и предложена модель мониторинга налогового потенциала региона; создан механизм разграничения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы; -сформулирована концепция рентного дохода в России и его основные элементы;
-разработана концепция оптимизации механизма налогообложения физических и юридических лиц с учетом всех возможных доходов государства; предложены методы совершенствования альтернативных налогам механизмов поступлений доходов в бюджет.
Результаты диссертационного исследования. Разработана концепция оптимизации налогообложения в масштабе государства с учетом всего комплекса возможных доходов, в котором налогам отводится значительное место, определены критерии оптимизации налогообложения, сформулирована концепция введения в России рентного налога и его основные элементы, предложены подходы и методы совершенствования альтернативных налогам механизмов поступлений доходов в бюджет, включая инвестиционную денежную эмиссию, государственные займы, приватизацию госимущества, разработан механизм оптимизации распределения общей массы налогов между их плательщиками, сформулировано фундаментальное противоречие налогообложения юридических лиц и выявлены методы его разрешения
Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в двух научных монографиях. Предложения автора неоднократно представлялись в Государственную думу Российской Федерации на предмет использования в законотворческом процессе, а также применялись при подготовке материалов трехсторонней Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в РФ».
***
После ознакомления с заявленными научными достижениями, кажется чего же более! Берите их и применяйте федеральные власти, экономические министерства, налоговые органы. Но, за прошедшие годы не было слышно восторгов от рекомендаций диссертации и явно по -прежнему сильно трясёт фискальную телегу госудаственной казны.
Автором названной диссертации являлась молодая жещина,29-ти лет, замужняя, двумя детьми. Муж- госчиновник высокого ранга. Имела дипломы двух московских вузов (по специальности «финансы и кредит», «юриспруденция»).Около восьми годов проработала в российских филиалах двух известных иностранных консалтинговых компаний. Защита докторской диссертации состоялась в Москве.
Удалось проследить судьбу доктора наук после защиты диссертации. Едва получив заветную «корочку» за налоговые откровения, она метнулась в банковскую сферу. 8 лет занимала руководящие должности: сначала в российском филиале солидного западноевропейского банка, затем - в центральном аппарате отечественного банка (с основной долей госкапитала). Потом опять сменила вектор деятельности. Последний год делает служебную карьеру в московских федеральных университетах. Так уж лично ей была интересна диссертация о налогообложении? Похоже, это был очередной спортивный результат в жизни бывшей бегуньи на средние дистанции.
Текст упомянутой докторской диссертации по налогам хранится в ФГБУ «РГБ», (Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5)