Автор Тема: АНКЕТА МЕМОРИСТА. РАЗДЕЛ III.  (Прочитано 1976 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн evgrafyich9

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 56
АНКЕТА МЕМОРИСТА. РАЗДЕЛ III.
« : 08 Августа 2014, 00:10:18 »
Субстантивир                                                                                                                                  К осени  2004г. кабинет министров М.Е. Фрадкова был укомплектован.Возник вопрос: как быть  с Александром Починком, бывшим министром труда, ныне находящимся в «отстое» на должности помощника председателя правительства. Можно предположить, что в высших кругах сложилось мнение, что Починка нужно «трудоустроить» на приличный пост, где - нибудь подальше от столицы. С его именем связывали  проведенные  непопулярные в народе реформы трудовых и социальных отношений. Отсыл Починка из Москвы позволял несколько успокоить раздражённое общественное мнение. Также надеялись, что  время смажет  его деловой негативный имидж. И вот, что называется, карты сложились.  В конце 2004г. освобождалось место зам. полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе. С лета 2002г. этот пост занимал Сергей Вязалов, ранее ( с августа 2001г. по май 2002г.) работавший зам.министра финансов РФ. Он запросился назад в столицу, ссылаясь на «объективные причины личного и служебного характера». [В 2005г. Вязалов стал зам. начальника управления президента РФ по внешней политике].                                                                       
Починку предложили вакантную должность. Он согласился в расчёте на то, что она станет стартовой площадкой  для  его скорого карьерного роста. Как ни как, теперь он входил в номенклатуру администрации Президента РФ. В конце декабря 2004г.  Александр Починок приступил к обязанностям зам. полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака по социально- экономическим вопросам. Он перебрался в г.Ростов, где находилась резиденция  представительства. На новом поприще, как обычно, Починок загорелся глобальными идеями и проектами. Он заявил:«Нужно построить фактически новую хорошую систему управления территориями, ориентированную в интересах людей».
Доступной информации о деятельности Починка в аппарате представительства президента в ЮФО практически нет. В региональных СМИ писали о том, как зам.полпреда  активно пробивал  проект объединения  городов Ростов, Аксай и  Батайск  в одну 2-милионную агломерацию. Предполагалось в районе впадения реки Дон в Таганрогский залив Азовского моря создать уникальный огромный производственно- транспортный узел. По  словам Починка, перемещение в новые места аэропорта, речного порта, а также изменение железнодорожных потоков и  строительство  4-полосной дороги Москва-Сочи даст  Ростову  мощный толчок для промышленного развития. Он утверждал: «Вложения в промышленно-транспортный  проект  «Южный узел» принесут новые инвестиции».По его  расчётам, они составят около 57,7 млрд рублей., из них большую часть дадут частные инвесторы ( отечественные и иностранные).Однако, такое грандиозное дело не заладилось., в том числе из-за сопротивления  местных элит. В  федеральную программу развития Юга России проект не включили. В не имеющем государственного финансирования инвестпроекте зарубежные инвесторы не спешили участвовать.
К концу 2006г. Починок, зам. Полпреда по экономике, не скрывал неудовлетворенности своими рутинными   должностными обязанностями. Похоже, он тяготился явной безделицей. Сотрудники аппарата полпреда свидетельствовали, что последнее время Починок бесцельно слонялся по кабинетам служебного здания. Уже тогда, с согласия     Д. Козака, он подыскивал новое статусное место. СМИ писали, будто Починок рассчитывал  избраться мэром Волгограда, а затем намеревался стать губернатором Волгоградской области. Однако, где-то и что-то не срослось. Скорее всего, местные региональные элиты не захотели (или не нуждались)  получить в руководители крупной и развитой территории «чужака». Видимо, по той же причине не прошёл  другой вариант: назначение сенатором от той же области ( в декабре 2006г. это  место было свободно).
Для Починка  работа в постпредстве ЮФО имела и личный прок. Пользуясь статусными полномочиями,  под видом  служебных командировок, он  по своим надобностям часто летал на самолётах из Ростова в Краснодар  и Москву. В Краснодаре он виделся с женой, Натальей Грибковой, которая  с 2005г. работала директором Кубанского отделения Райффайзенбанка. В Москву супруги летали побыть с  малолетним сыном, которого воспитывала мать Натальи.

Чужак в сенате
Во всех пресс-релизах, где по случаю упоминался  Александр Починок, непременно указывали на его сенаторское звание. Тем самым, как бы подчёркивалась принадлежность носителя титула к VIP- персонам российского политического бомонда. Общественное мнение будто уверяли, что с ним взаимодействуют губернаторы, представители центральной власти  и  полпреды высших деловых кругов;  через него ведут диалог,  передают просьбы и пожелания. У эсквайра априори  предполагали наличие особого ума и выдающихся деловых задатков. Сенатору положены министерская зарплата, многое другие материальные  льготы  и  дополнительные привилегии. Медийный ореол члена верхней палаты  парламента РФ грел душу, возвышал эготизм и усиливал амбиции Починка, челябинца по рождению и москвича по прописке. Пребывая в столице в статусе сенатора, он был готов представлять заботы и интересы населения любого региона страны. 

Специфика деятельности сенатора такова, что он выступает  « слугой двух господ»: протеже, который направил его в федеральный парламент, и собственно Совета Федерации РФ, являющегося единым законотворческим органом. Работа  сенатора сродни службе посла: и тот и другой руководствуются указаниями  своих патронов, транслируя их решения соответствующим инстанциям. В силу сложившееся практики сенатор А.П. Починок не составлял  публичных отчётов о проделанном им ( за год или за весь срок назначенчества).И  в настоящее время  лишь единицы из числа сенаторов ведут собственные блоги на интернет-сайтах. Нет сведений о заслушивании результатов работы сенатора Починка на заседаниях правительств и Заксобраний  регионов, назначенцем от  которых он был в СовФеде. Поэтому о сенаторских деяниях  Починка пришлось судить по материалам  печатных и электронных СМИ. Разумеется, в данной статье обобщены  лишь содержательные деловые обстоятельства.

Александр Починок  дважды становился членом верхней палаты Федерального Собрания РФ. В 2007-2011гг. он был посланником законодательного органа Краснодарского края.    С января по июль 2012г.- представительствовал от исполнительной власти (губернатора) Пермского края.

Кубанский посланник                                                                             Сенаторство от Краснодарского Заксобрания  было очевидным подарком А.Починку        за лояльность к власти. К тому времени, он стоически перенёс свою отставку  с поста министра труда (пересидел год в помощниках премьера).Затем 2,5 года продержался в  ростовском аппарате полпреда президента по ЮФО Дмитрия Козака.                              Новая номенклатурная вакансия подвернулась неожиданно. Есть сведения, что её обнаружил и посоветовал использовать  Председатель СовФеда РФ Сергей Миронов.      10 апреля 2007г. губернатор Краснодарского  края Александр Ткачев поставил вопрос   о доверии перед президентом РФ В.В.  Путиным. По  этому случаю были прекращены полномочия сенатора Кубани Ф. Ахмедова. Миноров, Козак  и губернатор края А.Ткачёв согласовали «перевод» в Москву работника полпредства ЮФО  А.П.Починка. Депутатам краевого парламента экс-замполпреда, в качестве нового кандидата на пост  сенатора  от Кубани в Совете Федерации, представили  опытным политиком. Губернатор выразил надежду, что «связи и опыт господина  Починка , который хорошо известен в администрации президента, помогут в решении экономических проблем, стоящих перед Краснодарским  краем». [http://www.uf.ru/ru/Archive/2007./ 5/.17/Article/ID_8642]. Заметим, что тогда же Ахмедов был «трудоустроен» в сенаторы от Ненецкого автономного округа. Вот так,  в результате почти что шахматной рокировки  Александр  Починок оказался в ареопаге российской законодательной власти.                                 Столь же  неожиданно и невнятно  закончилось его представительство от Кубани в Совете Федерации РФ. Газеты писали, что  операция отзыва Починка с сенаторского поста осуществлялась в тайне. 10.10.2011г. в СовФед поступил документ о назначении нового  сенатора  от администрации  Краснодарского   края. По закону это означало, что полномочия прежнего  сенатора  автоматически оканчиваются.14 октября должное постановление подписал губернатор А.Ткачев. Причины этого решения не указывались. 26.10.2011г.,  на заседании СовФеда, по сообщению  председателя СФ Валентина Матвиенко, полномочия  сенатора  от  Краснодарского   края  Александра  Починка  досрочно прекращены. Для самого  Починка  это было неожиданностью. Журналистам тогда он заявил: «Я не комментирую этого. Я ничего не знаю. Прошу об этом не писать».Чиновники  правительства региона считали, будто  Починка  отозвали потому, что он не справился с привлечением в  Краснодарский   край  должного объема инвестиций.

Пермский блиц-вояж
Сенаторство от администрации Пермского края, возможно, было отсылкой  А.П. Починка в  верхнюю палату  как одиозно известной  личности, которую  власти нужно держать от себя на определенном расстоянии. В высших сферах было согласовано его членство в  СовФеде РФ от  администрации Пермского края .09.11.2011г. экс-министр труда  и экс-сенатор Александр  Починок  прилетел в Пермь для обсуждения своего политического будущего с губернатором Олегом Чиркуновым. В этот раз процедура утверждения Починка   представителем региона в СовФеде  оказалась более затейливой. 31.01.2012г., губернатор Пермского края Олег Чиркунов подписал указ о назначении  А.П. Починка сенатором в Совете Федерации от исполнительной власти региона. Однако, до того, власти организовали избрание Починка депутатом совета Мечинского сельского поселения Кишертского района Прикамья. 22 января проведены  довыборы депутата в  этот поселковый совет. Конкурентами дважды экс-министра  и экс-сенатора были воспитатель детского сада, безработный, директор муниципального автопредприятия, индивидуальный предприниматель и сотрудник местного санатория. Голосованием Починка поддержали 95% избирателей Мечи. По закону, как  сельский депутат, он получил право  представлять конкретный субъект РФ в Совете Федерации.(Заметим,  что менее полугода раньше аналогичный маневр осуществила экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, перед тем, как стать сенатором, а потом и главой СовФеда РФ).
Действующий порядок делегирования сенатора от исполнительной власти субъекта Федерации не требовал утверждения  кандидатуры Починка  в региональном парламенте. Тем  не менее, возникла некая задержка при её согласовании в Кремле.     Лишь только Починок обжил новый кабинет в здании СовФеда РФ как случилось непредвиденное. В Перми повторилась обидная  ситуация с его освобождением от  должности сенатора от Кубани. 28.04 2012г. Чиркунов подал президенту РФ заявление
о досрочном прекращении полномочий губернатора Пермского  края. Его  место занял Виктор Басаргин. 02.07.2012г. новый глава администрации края отозвал  сенатора  Александра  Починка  и назначил нового представителя региона в Совете Федерации — депутата от «Единой России» Андрея Климова. Причины непереутверждения  Починка  не сообщались. Со слов отставленного экс-сенатора, о  решении Басаргина он узнал из сообщений СМИ в интернета. В  интервью изданию PublicPost  Починок  уточнил, что поступком губернатора он не удивлен, так как тот «не шел с ним на контакт». Сам губернатор Басаргин тогда заявил: «интересы нашего региона в Совете Федерации должен представлять житель Пермского  края». Думается, причины расхождений Басаргина и Починка  имеют и личностный характер. Сам Басаргин родом с Урала.Там окончил вуз и долго трудился на предприятиях региона. В 2000-20008гг. был замом полпреда президента РФ в Уральском Федеральном Округе. С 2008г. по апрель 2012г. являлся министром регионального развития РФ. Так что, Басаргин не понаслышке знал Починка, его реальные деловые и моральные качества.

Лоббист на Олимпе
Чем же  заметен  Александр Починок в период всего сенаторства (2007-2012гг.).Как и положено, он  «представлял интересы» вначале  Краснодарского, затем  Пермского краев в верхней палате Федерального Собрания РФ, высшего законодательного органа страны. Главное заключалось в законодательном затверждении запросов  патронируемого региона на ассигнования в бюджетных проектах очередных календарных лет, удерживании  контрольных  цифр финансового обеспечения мероприятий целевых программ развития данной территории, пробивании в законопроекты новых инвестиционных проектов на объекты производственной и социальной инфраструктуры перспективных городов и поселений. Обычно эту деятельность определяют термином «легальное  лоббирование». Однако, часто для того, чтобы чего-то добиться, сенатору Починку, как водится,  приходилось включать дополнительные неформальные механизмы (связи, компромиссы, подношения).  А такие действия и  информация о них большинстве случаев непубличные. В таких условиях всякий  хваткий и циничный назначенец от региона порой больше заботится о собственных  корыстных мотивах. Утверждают, что практически все  сенаторы  связаны с тем или иным бизнесом: в одних случаях это можно проследить по биографии парламентария, в других это не афишируется.

Известно, что Починок  активно лоббировал бизнес-интересы винодельческих компаний. «Вино должно получить в России статус пищевого продукта» -заявил сенатор от  Краснодарского   края  и почетный президент Ассоциации импортеров вина Александр Починок на круглом столе в Торгово-промышленной палате (21.03.2011г.)  Он истово выступал за либерализацию госрегулирования винной отрасли. Предлагал снизить на 20% таможенные тарифы на импортные виноматериалы. Призывал  упростить техрегламенты на производство винной продукции ( исключить из них требование делить вина на натуральное и ненатуральное и отображать это на этикетках). Меж тем, эксперты указывали, что  в России более 80% винзаводов не имеют собственных виноградников и перерабатывают импортные виноматериалы. Значит,  в случае принятия  такого техрегламента увеличится риск того, что российские заводы будут предлагать населению «порошковое» вино как натуральное. В июне 2012г. сенатор  Александр  Починок,  наряду с другими  российскими селебрити, участвовал  в продвижении бренда Винного дома «Абрау-Дюрсо», приобретя на льготных условиях  акции компании, размещаемые по опционной программе.

Починок являлся  одним из инициаторов перемещения игорной зоны «Азов-сити»
с побережья Азовского моря в Щербиновском районе Краснодарского края (граничит с Ростовской областью) на Черноморское побережье,в станицу Благовещенскую под Анапой. (Игорную зону переименуют в «Золотые Пески»).В этих целях осенью 2010г. сенатор Починок  совместно с  депутатом Госдумы от  Краснодарского  края  Хором  внесли законодательные поправки, исключающие Ростовскую область из списка субъектов Федерации, на территории которых могут быть расположены игорные зоны. При представлении  спорного проекта в Госдуме РФ  Починок ввёл в заблуждение  депутатов и представителей правительства, заявив , что «проект игорной зоны под городом Анапой полностью готов, инвесторы определены». В то время в отстроенной северной (ростовской) части «Азов-сити» уже работали два  казино: "ORACUL («Роял Тайм Групп») и "Шамбала" (ЗАО «Шамбала»), единственные легальные игорные заведения во всей России. [Для справки. В октябре 2011г.Починка, на должности сенатора от  Краснодарского  края, сменил Ахмед Билалов, глава компании «Курорты Северного Кавказа»].

Когда губернатор Пермского края Чиркунов согласился выдвинуть Починка своим сенатором в  Совет Федерации,  то он определил ему главную задачу:  лоббировать на федеральном уровне проект «Пермь - культурная столица». Починок сразу включился в дело. Тотчас  после избрания сельским депутатом  в Прикамье 22.01.2012г. он  вошёл в состав Общественного совета кандидата в президенты России Михаила Прохорова. Починок намеревался вовлечь в реализацию пермского проекта Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова).Его соучрелителем и руководителем является  сестра Прохорова, Ирина.

Непосредственно в Совета Федерации (2007 -2012гг.)  сенатор Александр Починок   числился в составах нескольких комиссий. Был первым замом председателя комиссии по развитию институтов гражданского общества, замом председателя комиссии по ЖКХ, членом бюджетного комитета.
Есть предположение, что после того как СовФед РФ  прекратил  сенаторские полномочия Починка от Пермского  края, благосклонная к  Александру Петровичу председатель  СФ  Валентина Матвиенко, посодействовала ему  в  устройстве на пост вице-президента ( с российской стороны) Международного правозащитного фонда  «Мир  без нацизма».

Обобщим сказанное. Сенатором А.П.Починок был посредственным. О  его  осязаемо полезных усердиях на этом поприще догадываться  не приходится. Ещё труднее  определить меру его  вклада в социально-экономическое развитие регионов, делегировавших его в верхнюю палату российского парламента. Весьма красноречивы два факта досрочного (будто бы без видимых причин)  прекращения его представительских полномочий  в СовФеде РФ. Обычно, от высокопрофессионального специалиста и толкового политика руководители регионов не отказываются. В таких случаях конспирологические  версии, как говорят, «не катят». Похоже, статус сенатора Починок в большей степени употребил к личной выгоде (благосостоятельная жизнь в столице, лоббирование корпоративных бизнесов, устройство  семейных вопросов).

                           (Начало 06 и 07.08.2014г.Продолженте следует)