Автор Тема: АНКЕТА МЕМОРИСТА. РАЗДЕЛ IV.  (Прочитано 1987 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн evgrafyich9

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 56
АНКЕТА МЕМОРИСТА. РАЗДЕЛ IV.
« : 09 Августа 2014, 00:18:25 »
Обманка
Аргументов, выдвинутых за присвоение Российскому государственному социальному университету  имени А.П. Починка, несколько. Среди  них самым убедительным считается довод, что он, будучи министром труда,«стоял у истоков создания РГСУ» и внёс «неоценимый вклад в его развитие».Перечисляются титулы  и звания Починка, связывающие его с  этим федеральным университетом. Председатель попечительского совета, проректор - директор Института  социальной  медицины и реабилитационных технологий, почётный доктор РГСУ. Утверждают, будто Александр  Починок «сыграл исключительную роль в развитии  социального  образования, и, опираясь на его поддержку, руководство РГСУ сумело за короткий срок открыть филиалы в 73 регионах страны». Подобные суждения как-то высказал  почётный президент РГСУ, академик В.И.Жуков, теперь  его словами оперирует  нынешняя и.о. ректора Наталья Починок. Данный миф- не более, чем информационный шум, намеренно поддерживаемый в рамках «памятных мероприятий» по поводу  кончины  Александра Починка. В действительности, если Починок и «стоял у истоков»,  «содействовал» развитию РГСУ, то  он делал это с задними мыслями и не праведным образом. 
Давайте разбираться.

Университет и Академия
Весной 2000г, оседлав кресло министра труда и соцразвития РФ, Александр Починок обнаружил побочную для ведомства  сферу деятельности. Оказалось, что в ведении министерства находится  несколько учебных заведений. Среди них два находящихся в столице  с общероссийским размахом  вуза , имеющими зычные названия: Московский государственный социальный университет (МГСУ) и Российская государственная Академия труда и занятости (РГАТЗ). В учебно-методических вопросах обучения учащихся оба вуза подчинялись Росздраву (Федеральная служба по здравоохранению).
МГСУ свою предисторию инициативно  образовавшегося учебного заведения ведёт с 1991г. Как полноценный вуз официально аттестован в 1993г. В 2000г.  осуществлял общедоступную подготовку специалистов по 30-ти учебным профилям социальной направленности, был укомплектован аттестованными преподавателями. Однако у него была слабая материально -техническая база. Для  учебного процесса арендовал у московского правительства в разных местах города здания обычных школ  и малоприспособленные  помещения. Вуз имел небольшое число бюджетных мест для учащихся. Вместе с тем, вуз широко применял так называемые «инновационные  методы» организации образовательной деятельности. Активно действовали дистанционные и  заочные факультеты и курсы. Обучение студентов, как правило, было платным.. Такая практика позволяла МГСУ создавать  многочисленные филиалы в, прежде всего в московской и других близ расположенных областях. РГАТЗ была создана по решению правительства РФ в 1997г. Академия имела статусное преимущество. Она входила в правительственный перечень вузов, готовящих высоко квалифицированные  кадры  для федеральных органов исполнительной власти РФ. Студентами, в основном, становились лица по  направлениям  соответствующих госорганизаций. В силу этих  факторов вуз  получал достаточное и устойчивое бюджетное финансирование. Академия выпускала специалистов по пяти профилям трудовой занятости, преимущественно экономико- управленческим направлений. РГАТЗ обладал хорошим  материально-техническим оснащением. Располагал общежитием, оздоровительным пансионатом. Учёба в вузе давала студенту  отсрочку службы в ВС РФ.
Для отраслевого министра Починка  возможности аппаратно-ведомственного управления РГАТЗ  были ограниченными.Мешала возможность прямого выхода ректора  Академии на регулирующие федеральные министерства (Минэкономики, Минфин, Минимущества, обе палаты Федерального Собрания РФ). В свою очередь, без согласования с ними  министр не мог корректировать годовые и квартальные объемы бюджетных ассигнований, численность приёма студентов на 1-й курс и другие показатели деятельности, предусмотренные для академии. Ректор РГАТЗ Щегорцев В.А. (1949г.рожд.), доктор философских наук, профессор, президент Академии социально-технологических наук, был известным политическим деятелем и плодотворным учёным. В начале 1990-х годов являлся начальником управления по взаимодействию с партиями, общественными организациями Администрации президента РФ, президентом Фонда развития России (ФРР). Щегорцев имел независимый и жёсткий характер, был прямым и несговорчивым    в деловом общении.  Ректор МГСУ  В.И.Жуков (1947г. рожд.) имел не меньше научных   и общественных регалий (доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ). Его отличали ровный стиль в руководстве коллективом  и  цепкая хватка  хозяйственника. Сдаётся, что  Починок поступил по известному изречению О.Генри: «Боливар не вынесет двоих». Министр сделал выбор в пользу расторопного и покладистого Жукова. Они вступили в негласный альянс, когда при совместном деле каждый имел личный интерес. Починок стал председателем Попечительского совета МГСУ. Жуков заручился благосклонностью руководителя профильного министерства

Прорыв в лидеры                                                                                                                             Общим для Починка и Жукова было стремление  вывести МГСУ в число лидеров российского вузовского образования. Их стратегия предполагала изменение статуса вуза, быстрое расширение  и качественное оснащение  его материально-технической базы, кратное увеличение числа студентов, масштабный приток бюджетного финансирования, заметный рост оплаты труда профессорско-преподавательского состава и учебного вспомогательного персонала сотрудников. Реализация проекта сулила министру признание в верхах  как «лучшего управленца» и верную карьерную перспективу (либо на ниве государственного образования, либо в законодательной власти).Со своей стороны, ректор ожидал получить новые, высокие научные звания и яркие почести в учёном сообществе. Наряду с видами  на лучше будущее  оба  компаньона имели  расчёт  на  текущие материально осязаемые блага.                                                                           
Министр и ректор стали действовать  как рейдеры - быстро и слажено. Прежде всего, «загасили» РГАТЗ. С подачи Минтруда РФ, согласовавшего необходимые  процедуры  с регулирующими федеральными ведомствами (Минэкономики, Минфин,Мниимущества),  в Госдуме и СовФеде РФ, и даже с правительством Москвы, Правительство России приняло постановление 23 октября 2001г. № 741 « О ликвидации  Российской государственной Академии труда и занятости  Министерства труда и социального развития Российской Федерации».Конечно, Починок и Жуков подготовили нужное обоснование такого решения. Они, как говорится, «ударили под дых». РГАТЗ обвинили в отходе от уставной деятельности (обучение и переподготовка госслужащих для федеральных  исполнительных органов) и избыточной коммерциализации учебного процесса. Эти доводы были явно облыжными. В период жестокого финансово-экономического кризиса 1998-1999гг. произошло резкое (более чем на 1/3) сокращение бюджетных ассигнований  на высшее образование. Из-за этого госорганизации почти отказались от направления своих работников на учёбу и повышение квалификации в вузы. В таких условиях повсеместно,  дабы экономически  выжить  и не растерять кадры преподавателей, институты пошли на расширение учебных специальностей для всех абитуриентов  и введение платности обучения студентов. К слову МГСУ, начинавший свое деятельность как муниципальное учреждение высшего образования, издавна брал со студентов плату за обучение по любой из трёх десятков  специализаций. Вероятно, при определении участи РГАТЗ, помимо логических  схем были прямо задействованы административные начала.  Как бы то ни было, первая и основная задач проекта «МГСУ- в лидеры» оказалась успешно осуществлённой. Конкурент на  рынке услуг  социального высшего образования был изничтожен.                                                                           
Выход указанного правительственного  документа для МГСУ стал судьбоносным. Благодаря ему  были созданы генеральные предпосылки быстрого развития университета  на ближайшую перспективу. Согласно постановлению МГСУ получил в оперативное управление всё имущество ликвидированной академии. Следовательно, масштабы материальной  базы  университета  внушительно приросли, повысилась  его рыночная капитализация. Студенты  и  слушатели  РГАТЗ для продолжения обучения переводились на факультеты  МГСУ с сохранением объема финансирования, предусмотренного по смете Минтруда на содержание обоих вузов. Значит, в университете значительно возрос контингент  обучающихся, прежде всего на бюджетных местах. Вуз стал престижней и привлекательней для абитуриентов. Наиглавнейшее  достижение -   МГСУ (вместо РГАТЗ) был включен  в Перечень образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку  и  повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Это означало, что отныне и впредь университет  будет получать гарантированное и полноценное госбюджетное финансирование  своей деятельности. Более того, к МГСУ перешли функции соисполнителя  «Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» (утв.Указом Президента РФ от 23.05.1996г .№768), с оставлением ранее предусмотренного для РГАТЗ крупного объёма бюджетного финансирования до 2004г.

Следующим по значимости событием для МГСУ явилась получение в оперативное ведение  огромного имущественного комплекса, известного как «Дом исполкома Коминтерна», на ул.Вильгельма Пика (дом4)  г. Москвы. В 2003г. такой «презент» сделало правительство столицы (мэр Ю.М.Лужков), которое приурочило данный жест к 10-летию государственной аттестации университета. Все эти годы власти Москвы считались соучредителями МГСУ. Московское правительство являлось балансодержателем указанного комплекса.  В  1992 -2003 гг. помещения некогда величественного  строения, где прежде  размещался бывший Институт марксизма- ленинизма при ЦК КПСС, сдавались в коммерческую аренду. За этот период многочисленные арендаторы (различные юридические и физические лица ) довели здание до полуразрушенного состояния, а на его фасадах выросли березки. Вскоре, теперь уже на бюджетные деньги, «крепкий хозяйственник», ректор МГСУ Василий Жуков привел в порядок здание и территорию приобретённого имущественного комплекса.( Для вывоза мусора потребовалось более 500 контейнеров).
С учётом существенной прибавки учебных площадей МГСУ получил возможность наращивать численность студентов. Министр труда  А.Починок и ректор В.Жуков приступили к очередному этапу экспансии университета на рынке услуг  высшего образования. Действовали проверенным способом.  На Учёном совете МГСУ провели решение об увеличении перечня специальностей подготовки специалистов в университете. Их количество  возросло до 80. Это давало формальное право добиваться     в регулирующих  федеральных органах новых  бюджетных  студенческих мест в университете. За короткое время их число  повысилось в несколько раз (до 10тысяч человек).Разумеется,  приросли численный состав и  заработки  сотрудников  вуза. Уже в 2003г. в университете был 41 филиал, обучение  слушателей шло  по 109 специальностям.  По численности студентов (свыше 100 тысяч, из них 25 тысяч в Москве) МГСУ вышел на второе место после МГУ им М.В.Ломоносова. Профессорско-преподавательский состав МГСУ насчитывал свыше 20 тысяч сотрудников. Из них около  80 %  имели ученые степени доктора и кандидата наук.  В 2003г. ректор одного из крупнейших университетов страны В.И.Жуков  был избран член-корром РАН по Отделению общественных наук (социология).

Единственный в России и СНГ                                                                                                            
Осознавая, что МГСУ достиг пика своего развития, главный попечитель Починок и ректор Жуков  спешили  усилить статус университета: отойти от  его узкой отраслевой подведомственности . Помогли обстоятельства. С апреля по декабрь 2004г., уже покинувший пост министра труда, Александр Починок являлся помощником  премьер- министра РФ Фрадкова М.Е. В этот период, похоже аппаратными методами, ему удалось при подготовке распоряжения правительства РФ от 24.01.2005г.№ 64-р включить в документ пункт,  по которому МГСУ передавался из двойного  подчинения (Минтруда РФ  и Росздрава) в ведение недавно образованного  Федерального агентства по образованию Минобрнауки РФ. Говорили, что заметному изменению статуса социального университета способствовала первый зам. Председателя Госдумы РФ Л.К. Слизка. Чуть позже, с  июля 2005г. МГСУ стал именоваться «Российским».  С позиции Починка указанные перемены имели  двоякий результат: он продемонстрировал навыки аппаратных игр и, для него существенное, сохранил возможность поддержки и  дистанционного манипулирования университетом.

На информационном сайте  РГСУ уже несколько лет непререкаемо утверждается, что он «был первым и остается единственным государственным социальным университетом России, стран Балтии и СНГ».                                                                                       25 ноября 2009г. на торжественном заседании Учёного совета  РГСУ, посвященном 18-летию университета  председатель Попечительского совета университета Александр Починок заявил: «Создание РГСУ  - это подвиг. Сейчас у  университета  появилась возможность сделать большой, качественно новый шаг вперед. Через 7 лет РГСУ станет самым богатым университетом в России, известным за ее пределами: в странах БРИК и Евросоюза». В тот год Починок  являлся сенатором от Краснодарского края. Какой потенциал (внутренний, внешний) роста благополучия  университета  имел в виду афористический  оратор? Уверял учёных мужей и других участников  собрания в своей близости к распределению потоков бюджетных ассигнований в СовФеде РФ? Может намеревался каким-либо способом завести в вуз массу абитуриентов и  инвесторов в Юга России? Рассчитывал на придание РГСУ статуса  Национального Исследовательского Университета, позволяющего войти в группу элитных учреждений высшего образования мира и получать весомые гранты (отечественные и иностранные) на  своё развитие? [Для справки. В 2010г. первыми в России индигенат НИУ получили  ГУ «Высшая школа экономики» при Правительстве РФ и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.].Подобные прямые вопросы бесполезно задавать политику, который радужно  витийствовал во время  тяжёлого экономического кризиса 2008-2009 годов.

Пока что,  по мере приближения к заветной дате (2016 год) нарисованная Починком  картина процветания РГСУ, сильно поблекла и продолжает тускнеть.
В октябре 2012г. Минобрнауки РФ  по результатам проведенного обследования 40 вузов ЦФО выявило признаки неэффективности в работе РГСУ. Министерство настояло на сокращении  филиалов университета  в России, странах Балтии и СНГ  до 30 , из-за некачественных условий и низких результатов работы последних. По рейтингу, составленному в 2013г. информационным  агентством РБК, РГСУ не входит в число первых 60 вузов РФ.  Зато  РГСУ преуспел по другим показателям. По материалам информагентства  BMF.ru, в 2011г. университет находился в  пятерке самых доходных вузов страны. Ректор РГСУ Василий Жуков занимал второе место по уровню доходов, зарабатывал по 579,4 тыс. рублей в месяц.

Summa summarum. Объективно А.П.Починок не «стоял у истоков»  создания РГСУ.К 2000г.  прежний МГСУ образовали и обустроили  Минтрудсоцразвития РФ (министры Г. Меликьян, О.Сысуев) и Правительство Москвы (мэр Лужков). В 2000- 2004 годы  как глава министерства, в чьём ведении находился МГСУ, Починок, конечно, должен был и реально занимался развитием университета.  Изменение ведомственной подчинённости МГСУ/РГСУ дело важное, но его нельзя считать личным вкладом Починка в развитие университета. Главный порок действий министра Починка и ректора Жукова заключается в том, что расширяя материальную базу и наращивая  бюджетное финансирование МГСУ они прибегли к предосудительным способам, хотя и не подлежащими судебному преследованию. В то же время, будучи главным попечителем  учебного заведения, Починок мог бы отличиться, вложив личные  денежные средства в восстановительный ремонт небольшой православной церкви, находящейся во дворе головного здания университета на ул. Вильгельма Пика.
                           (Начало 06,07. и 08. 2014г. Продолжение следует).