Автор Тема: АНКЕТА МЕМОРИСТА.РАЗДЕЛ I.  (Прочитано 1927 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн evgrafyich9

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 56
АНКЕТА МЕМОРИСТА.РАЗДЕЛ I.
« : 06 Августа 2014, 00:05:53 »
Замес
Дважды министра и дважды сенатора А.П.Починка постигла скорая смерть(16.03.2014г.). Сразу,  где-то в высших сферах, некто обронил мысль о проведении посвященных  ему памятных мероприятий. Надо полагать, тогда же был составлен план (перечень) неких действий. Некоторые их них уже состоялись. Первыми откликнулись СМИ: появились серии статей, интервью, воспоминаний  с описаниями жизненного пути  бывшего госчиновника и политика. Радиостанция «Эхо Москвы» и родственный ей журнал «Дилетант» с апреля 2014г., как бы в память Починка, начали повторно озвучивать его так называемые «лекции по налогообложению», записанные на радио в предыдущие полтора  года. Словно по святцам, на 90-й день кончины Починка, 16.07.2014г., ректораты двух  московских федеральных университетов -  РЭУ им.Г.В.  Плеханова и РГСУ совместно  провели День памяти  «выдающегося политического деятеля, талантливого управленца, экс-министра труда и социального развития России». Учёный совет РЭУ присвоил ( посмертно) А.П.Починку звание «почётный доктор университета».
В настоящее время вназерку идёт  акция, по слухам, развёрнутая во исполнение         поручения Правительства РФ об увековечивании памяти А.Починка» как «видного российского государственного и общественного деятеля, ученого». Так,  Минобрнауки РФ (министр Д.В.Ливанов) озаботилось присвоением имени А.П.Починка  одному из ведущих вузов России. Подготовляемое решение исходит из распространённых в узкой либеральной среде утверждений о «выдающихся» свершениях Починка.« Стоял у истоков создания налоговой системы России». «Внёс значительный  вклад в развитие экономики и социальной сферы страны».
Так ли это в действительности, были ли у мемориста  заметные свершения и сколь они велики для закрепления его имени на гербе федерального университета?                       

Оговоримся, не все его деяния пойдут в зачёт. Министра можно уподобить полководцу. Оценивать его надо по выигранным сражениям и поражениям в боях. Сенатор—политический деятель. Судить о нём  должно по ответственности в служении государству и  неусыпной заботе о благе народа.
Перейдём к реалиям.

Зиц-председатель
В 1990г.  32-х летний Починок  стал депутатом Верховного совета России. По выбору он  записался комиссию Совета  республики по бюджету, планам, налогам и ценам. Неожиданно  быстро продвинулся в  её составе: от секретаря по председателя комиссии. Некоторые говорили тогда, и утверждали позже, будто его вытянули  на эту стезю феноменальная память и богатая эрудиция.Эти выводы -плод эмоциональных восприятий от встречи с разносторонним и  говорливым человеком. Состав названной комиссии, финансовой по  определению, мягко говоря, был странным. Александр Починок не имел базового (специального) финансового образования. По вузовскому диплому он  инженер-экономист с уклоном в строительное производство. Пять профильных подкомиссий (их название  образует  общее наименование комиссии)  возглавляли кандидаты физико-математических и технических наук. Из трёх замов председателя комиссии двое раньше преподавали политэкономию (один- в инженерно-морском училище, другой- в  политехническом вузе),третий зам был специалистом  по метрологии и стандартизации. На этом кадровом фоне усидчивый, с цепкой памятью, начитанный  и  речистый Починок окружающими воспринимался ходячей экономической энциклопедией. Кандидатская диссертация по промышленным инвестициям (1986г.) и последующая работа в челябинском НИИ экономики над вопросами внедрения на предприятиях хозрасчёта и аренды сформировали у него некий общий экономический  кругозор. Основные финансовые познания Починок по ходу службы добирал путём самообразования. Он поглощал многие десятки  книг, журнальных  публикаций, научных и экспертных отчётов на эти темы, прежде всего осваивая либеральную  рыночную идеологию и фразеологию  из переводных иностранных изданий.
Есть удачное изречение: «Эрудиция- соседка  дилетантизма, только живет этажом выше». (Станислав Шелер, немецкий философ и социолог). Конечно, депутат Починок, будучи  эрудитом-дилетантом, мог  высказывать, порой в ортодоксальной форме, свои суждения по бюджетным и налоговым вопросам. Поскольку он в  любом споре был неудержим, всегда  горячился и часто злился, то прослыл  истым финансистом и налоговиком. Очевидцы говорили, что даже Егор Гайдар избегал дискуссии с Починком, членом  «Выбора России».Курьёзно, но отсутствие компетенции в финансовых вопросах у  всех членов указанной комиссии, включая руководителя, вроде не стесняло её повседневной работы. Значит, законодательные акты по бюджетно-налоговым и денежно-кредитным вопросам  реально создавались в другом месте (иными людьми). К слову, в те годы при администрации российского президента, комитетах Верховного совета, структурах правительства были аккредитованы десятки иностранных советников. Исходя из такого посыла, можно заключить, что скорее всего самообразованец А.П.Починок  был зиц-председателем  упомянутой комиссии Совета республики ВС РФ.
Приведём лишь один факт грубого проявления непрофессионализма данной комиссии.
В декабре 1991г. законодательным образом  Государственная налоговая служба (ГНС)  была изъята из ведения Министерства финансов РФ. Это  было неразумное решение, оно разрушало единство финансовой системы государства. На практике дело  обернулось длительным  номенклатурным противостоянием двух самостоятельных профильных (финансовое и налоговое)  ведомств. Другим порочным следствием данной практики явилось явочное превращение ГНС в разновидность силовых органов. В последующем ситуация усугубилась преобразованием ГНС РФ в Министерство по налогам и сборам РФ (декабрь 1998г.). Нелепый управленческий эксперимент закончился  лишь в июле 2000г., когда  Минналогов ликвидировали и создали Федеральную налоговую службу, лишённую  полицейских функций и подведомственную  Минфину РФ.).
В Госдуме РФ первого и второго созывов(1994-1997гг.) Починок  исполнял обязанности председателя как бы  номинального (по вывеске) налогового подкомитета сводного Комитета Госдумы по бюджету, банкам, финансам и налогам. (Председатель комитета М.М.Задорнов, по образованию экономист-плановик, бывший сотрудник «ЭПИцентра», возглавлявшегося Г.Явлинским). Помимо налогов подкомитет Починка также ведал вопросами  законодательства об аудите и бухгалтерском учете, а также финансовой статистики. Прежде  с этой  специальной тематикой Александр Петрович был знаком лишь в студенческие годы.

Фискал (мытарь)
Похоже, единственным авторитетом,  перед которым Александр Починок пасовал, был Анатолий Чубайс. С марта 1997г. он являлся первым заместителем председателя Правительства России и  одновременно министром финансов РФ. Именно  Чубайс сорвал Починка с депутатской скамьи  и устроил его руководителем Госналогслужбы России. Похоже, Чубайсу нужен был свой человек на налоговой дыбе. Возможно, в том  числе и для торможения резонансных расследований по крупным налоговым недоимкам.

Александр Починок в налоговом ведомстве служил дважды и каждый раз неподолгу. Возглавлял ГНС  РФ (апрель 1997г.- май 1998г.) и руководил Министерством  налогов и сборов РФ (май 1999г.-май 2000г.). За эти  два года он не очень-то  проявился на поприще государственного фиска (мытарства)

При Починке ГНС завершила начатую в предыдущие годы кодификацию имеющегося на то время налогового законодательства. Был  разобран и отсортирован  громадный ворох (более 180 тысяч) правоустанавливающих и  разъясняющих документов  налогового  и других российских  ведомств. Они были собраны в единый свод правил - Налоговый кодекс. Его первая  часть  стала федеральным законом 31 июля 1998г., который  вступил в действие с 01.01.1999г. Конечно, наведение порядка в юридической налоговой базе дело нужное, но  это  - сугубо техническое делопроизводство. Весной  1998г. Починок пошил себе генеральский мундир  с четырьмя звёздами на погонах (генерал- полковник налоговой службы). Однако, 30 мая из сообщений СМИ он узнал о своей отставке
с поста руководителя ГНС. Надо сказать, что днём раньше состоялось заседание Временной Чрезвычайной  Комиссии (ВЧК) при Президенте РФ, где   работа ГНС подверглась уничтожающей  критике за  явный кризис  сбора государственных налогов.                         
Вновь на налоговую службу  Починок пришёл уже после того, как  его предшественник Г.В.  Боос в верхах добился перевода по ГНС РФ  в разряд федерального министерства. Под началом Починка  Минналогов России  ввело контроль за производством и оборотом спирта и алкогольной продукции. Также ведомство   разрабатывало концепцию и  компоненты системы центров обработки данных налоговых органов  страны (АИС «Налог-2».). Провело комплексный анализ и оптимизацию рабочих процессов в налоговых органах. Заметим, что опять- таки заботы фискального министерства в основном были  наполнены внутриведомственными вопросами. А тут, весной 2000г., подоспела ротация российского правительства и не  проявившего нужных достоинств Починка не вотировали министром МНС РФ на новый срок.

Пребывание А.Починка  в налоговых ведомствах России отмечено рядом негативных  явлений. Так, в конце 1997г. ГНС РФ заключила с РАО(ОАО) «Газпром» противоправное  соглашение. В соответствии с ним  газовая корпорация получила возможность платить на треть меньше налогов, чем положено по закону. Этот договор не был санкционирован правительством и министр финансов РФ  М.Задорнов  отказался его подписать. Более того, в дальнейшем Газпром не выполнял даже такое льготное соглашение. Другой факт. В 1999г. Починок  лично распорядился вернуть зарегистрированной в Калмыкии компании «Внешнеторговая фирма РД» экспортный налог на добавленную стоимость (НДС) в сумме $ 50 миллионов. Этот налог был исчислен по одной из фиктивных сделок «РД».Генпрокуратура РФ, проведя проверку сделки, возбудила уголовное дело по факту мошенничества. Ещё случай. В 2007г. органы прокуратуры, которые  вели расследование  резонансного дела НК ЮКОС по грубому уклонению  от уплаты миллиардных налогов, серьёзно опрашивали А.П.Починка. Они  интересовались каким - таким образом руководимое им Минналогов России в 1999-2000гг. «не заметило» беспардонных налоговых проделок нефтяного магната. К  слову, годичный перерыв в налоговой службе  (1998-1999гг.) Починок  «пересиживал» в качестве начальника департамента финансов и денежно-кредитного регулирования аппарата Правительства России. По должности и статусу он курировал  МНС РФ и, следовательно, должен быть в курсе налоговой ситуации вокруг ЮКОСА.
Как федеральный фискал Александр Починок запомнился казусными поступками, о которых сообщали СМИ. Летом 1997г. он собрал артистический бомонд  столицы во главе с примадонной Аллой Пугачёвой. Под теле и фотокамеры глава ГНС пытался усовестить  лидеров эстрады, вообще  привыкших не  раскрывать свои доходы и не платить серьезные налоги. Та встреча закончилась PR-консенсусом: артисты согласились, что налоги надо платить, а главный налоговый мытарь пообещал учесть их профессиональные проблемы и беды. Починок, дважды (осенью 1997г. и весной 1998г.), на вертолёте облётывал дачные места  ближнего Подмосковья ( Одинцовский район и Рублевское шоссе). Потом, в интервью  журналистам он рассказывал, как много им обнаружено не поставленных на налоговый учёт частных объектов недвижимости. Дальше этих притворных  стенаний глава Госналогслужбы РФ не пошёл. 

Начинатели
Люди, которые   реально находились у истоков становления налоговой системы постсоветской России и внесли подлинный вклад в её развитие.
И.Г. Лазарев – в 1990-1991гг. являлся первым зам. министра финансов РСФСР. Он  непосредственно участвовал в разработке Закона РФ  «Об основах налоговой системы Российской Федерации», который впервые закрепил перечни налогов и сборов в едином законодательном акте. (принят в 1991г.). Лазарев был первым руководителем ГНС РСФСР/РФ  в ранге федерального министра (с 23.11. 1991г. по февраль 1993г.).  В этот период ГНС обеспечивало поступление в госказну  новых для России налогов: НДС, акцизы, налог на имущество предприятий, подоходный налог, налог на доходы банков, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц и другие.
В.В. Гусев-  с марта 1990г. по ноябрь 1991г. являлся начальником государственной налоговой инспекции Министерства финансов РСФСР. С марта 1993г. по март 1996г. - руководитель Госналогслужбы России. За эти годы при нём сформирована система контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. Для целей налогообложения введено декларирование доходов физических лиц. Созданы отделы информатизации в госналогинспекциях по городам и районам, разработан проект модернизации налоговой службы при участии Международного банка реконструкции и развития.
Б. Г. Федоров – министр финансов РСФСР (июль –декабрь 1990гг. и май 1993г.-январь 1994г.).В  мае- сентябре 1998г. Директор ГНС РФ– Министр Российской Федерации. Одним из знаковых результатов его работы  стало утверждение совместного проекта  Госналогслужбы России и Международного банка реконструкции и развития — «Модернизация налоговой службы».
Г. В. Боос – с сентября по декабрь 1998г. руководитель ГНС РФ, затем  до мая 1999г. первый  глава вновь образованного Минналогов России.  В этот период  МНС РФ  внедряло  в повседневную практику налогообложения нормы и правила  введеной в действие (с 01.01.1999г.) первой части Налогового кодекса Российской Федерации, которая устанавливала основные принципы налогообложения. Также ведомством утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. Определены теоретические основы разделения налогоплательщиков на группы, в том числе выделена категория крупнейших налогоплательщиков.
В.Г. Артюхов –с ноября 1991г. по июль 1992г. и с января 1995г. по март 1996г.  первый зам. Министра финансов РФ.  С марта 1996г. по апрель 1997г. возглавлял ГНС РФ (до августа 1996г.  в ранге зам. Председателя Правительства России). При нём ГНС РФ были переданы функции лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, а также госконтроля за выделением юридическим лицам квот на закупку этилового спирта и их использованием. Им организована Всероссийская государственная налоговая академия Госналогслужбы России. Также утверждена Концепция модернизации налоговой службы.
К сожалению, в настоящее время имена и фамилии подлинных начинателей российской системы налогов и налогообложения не знают даже студенты и выпускники финансовых факультетов и вузов страны. На них не ссылаются диссертанты и исследователи налоговых  тем. На  пьедестал поднимают Александра Починка, PR-персону, бывшую  находкой для журналистов деловых газет и журналов, в прошлом непременного  посетителя  закрытых клубов и светских раутов, любителя - историка налогообложения в государствах древних эпох.
                                                   (продолжение  следует)