РУССКОСТЬ
Вариант очерка «В.И.Ленин» 1930/31г. отличается от первоначального (1924г.) издания по объёму авторских воспоминаний, охвату событий и людей, писательским суждениям об отдельных явлениях и поступках персонажей. В настоящее время имеется много литературоведческих работ и мемуарных изданий, в которых с разным пристрастием и глубиной сравниваются две редакции этого произведения М.Горького. В данной статье рассматривается лишь один аспект: различия в горьковском описании (характеристике) личности Владимира Ильича Ленина как русского человека. Применительно ко второй редакции очерка- воспоминаний «В.И.Ленин» эти расхождения очевидны. Они, в отличие от других корректировок исходного текста, исследователями творчества Горького не объяснены.
Итак, по порядку. Укажем внесенные в 1930/31г. М.Горьким исправления в текст очерка 1924г. в части «русскости» Ленина. Последнее произведение цитируется по источнику: [http://sovietera. net/rulers/lenin/gorky-lenin.php]. Редакционные правки приводятся последовательно по тексту издания. Они выделены шрифтом.
Прямые исключения абзацев и фраз
«Лично для меня Ленин не только изумительно совершенное воплощение воли, устремлённой к цели, которую до него никто из людей не решался практически ставить перед собою, - он для меня один из тех праведников, один из тех чудовищных, полусказочных и неожиданных в русской истории людей воли и таланта, какими были Пётр Великий, Михаил Ломоносов, Лев Толстой и прочие этого ряда. Я думаю, что такие люди возможны только в России, история которой и быт которой всегда напоминают мне Содом и Гоморру».
«Может быть, Ленин понимал драму бытия несколько упрощённо и считал её легко устранимой, так же легко, как легко устранима вся внешняя грязь и неряшливость русской жизни».
«Я спросил: кажется мне это, или он действительно жалеет людей? [Ленин – ред.]: Умных — жалею. Умников мало у нас. Мы— народ, по преимуществу талантливый, но ленивого ума. Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови».
«Человек изумительно сильной воли, Ленин был во всём остальном типичным русским интеллигентом. Он в высшей степени обладал качествами, свойственными лучшей русской интеллигенции, — самоограничением, часто восходящим до самоистязания, самоуродования, до рахметовских гвоздей, отрицания искусства...».
«Он вообще любил людей, любил самоотверженно. Его любовь смотрела далеко вперёд и сквозь тучи ненависти».
«И был он [Ленин-ред.] насквозь русский человек – с «хитрецой» Василия Шуйского, с железной волей протопопа Аввакума, с необходимой революционеру прямолинейностью Петра Великого».
« Владимир Ленин разбудил Россию и теперь она не заснёт. Он по-своему –и хорошо- любил русского рабочего. Это особенно сказывалось, когда он говорил о европейском пролетариате, когда указывал на отсутствие в нём свойств, которые так чётко отметил Карл Каутский в своей брошюре о русском рабочем».
Изъятие отдельных определений (выражений)
«с тем уважением, какое обнаружили буржуазные газеты в оценке личности[Ленина-ред.] одного из крупнейших представителей русской воли к жизни и бесстрашия русского разума».
«Я бы назвал эту основную черту его характера воинствующим оптимизмом, и это была в нём не русская черта. Именно она особенно привлекала душу мою к этому человеку, — Человеку с большой буквы».
Отметим, что приведенные сокращения составляют свыше 70% общего объёма сущностных редакционных изъятий из первоначального текста горьковского очерка «В.И.Ленин».
Вместе с тем, во второй редакции очерка были сохранены три исходных авторских суждения о Ленина как представителе русского народа. (Выделены шрифтом). «Героизм его почти совершено лишён внешнего блеска, его героизм-это нередкое в России скромное, аскетическое подвижничество честного русского интеллигента - революционера, непоколебимо убеждённого в возможности на земле социальной справедливости». «Я нередко подмечал в нём черту гордости Россией, русскими, русским искусством. Иногда эта черта казалась мне странно чужой Ленину и даже наивной». «Он был русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывал свою страну, - издали она кажется красочнее и ярче».
Зададимся вопросом: почему вообще обозначилась тема «русскости» главного персонажа в горьковском очерке «В.И.Ленин». В обеих редакциях (1924г. и 1930/31г.) этого произведения видны отпечатки ситуаций его создания со всеми условностями, связанными с эпическим величием героя. Нужно отметить, что писатель М.Горький в 1924г. и 1930г.- это личности, разные по психотипу и отношению к В.И.Ленину и советской власти.
Первый очерк «Владимир Ленин» (1924г.) М.Горький написал под непосредственным чувством потери человека, с которым общался почти 20 лет. У них были близкие, хотя и непростые взаимные связи. За несколько дней до смерти Ленина (15 января 1924г.) Горький писал Ромену Роллану: «несмотря на то, что я люблю этого человека, а он меня, кажется, тоже любил, моментами наши столкновения будили взаимную ненависть». Смерть Ленина, хотя и давно ожидаемая, существенно изменила отношение пролетарского писателя к советскому лидеру. 23 января1924г. Горький посылает венок на гроб Ленина с надписью: «Прощай, друг! М. Горький». Он признавался: «Смерть Владимира Ильича ... все-таки очень ушибла меня» (письмо П.П. Крючкову 26 января 1921г.), и «…обливался слезами. Так я не горевал даже о Толстом. /.../ Уход Ильича – крупнейшее несчастие ее [России] за сто лет» (письмо М.Ф. Андреевой 4 февраля 1924г.).
Вместе с тем, на воспоминания Горького о покойном Ленине-политике давили недавние впечатления. Писатель покинул Россию осенью 1921г. во многом из-за несогласия с политикой большевиков и лично Ленина. После эмиграции его отношения к учреждениям советского государства были крайне напряженными. В указанном письме к Ролану тон высказываний Горького крайне пессимистичен: «Нет, в Россию я не еду, и все более чувствую себя человеком без родины, без отечества. Я даже склонен думать, что в России мне пришлось бы играть роль крайне странную, - роль врага всем и всему...».
В то же время, наряду с чувством личной потери Ленина М.Горький ясно осознавал, что буревестник революции обязан высказаться о вожде русской революции. Всем было хорошо известно, что пролетарский писатель и старый революционер Горький находился в близкой дружбе с вождём большевиков Лениным, что он накоротке в отношениях с другими деятелями советской России. Мировая общественность, прогрессивная интеллигенция, широкие массы трудящихся должны были услышать мнение общепризнанного и уважаемого русского литератора о виднейшем политике ХХ века. Решение Горького написать об этой колоссальной фигуре не только для России , а для всей земной планеты обострялось возмущением огульными отзывами о смерти Ленина в эмигрантской прессе.
Факт смерти вождя позволял мемуаристу только уважительное, апологетическое отношение к умершему. В памятном очерке 1924г. Горький заявил своё кредо: «Не моё дело говорить о Владимире Ленине-политике, мне дорог и близок Ленин - человек». (К слову, в редакции очерка 1930г. эта фраза изъята).
В публикации 1924г. Горький-художник развил свою концепцию человека – мыслителя
и борца, вдохновлявшую на всем протяжении его творческого пути. В письме Роллану
(3 марта 1921г.) Горький обозначил коренную характеристику своего отношения к Ленину: «Он был аскет, целомудренный человек, он истратил свой мозг на ненависть к несчастиям жизни, на тайное, глубоко скрытое в душе чувство сострадания к людям. Я – знаю, что он любил людей, а не идеи, вы знаете, как ломал и гнул он идеи, когда этого требовали интересы народа…Я его любил и – люблю. Любил с гневом. Говорил с ним резко, не щадя его».
В первоначальном тексте очерка Ленин-человек гуманист представлен властителем дум рабочего класса России, вождём русской пролетарской революции. В раскрытии этого понятия проявилась основная особенность творческой манеры М.Горького. Писателю были присущи соединение романтики и реализма, желание представить прекрасное как действительно существующее, часто с налетом своеобразного мистицизма ( по мнению А.В.Луначарского). Горький- художник литературно сконструировал величественный и привлекательный образ В.И.Ленина - борца за счастье народов, как часть реальности и даже как ее внутреннюю сущность. Горьковские мечты о героическом и прекрасном человеке нашли живое воплощение в Ленине. Личность Владимира Ильича наделена воинствующим оптимизмом, крайне сильной волей, изумительной энергией, даром предвидения будущего, большим политическим талантом и житейскою мудростью. Ленин - внешне простотой при необычайно глубокой интенсивной мыслительной деятельности. Русскую действительность не только знает, он её видит и чувствует. По уразумению Горького, именно такие качества идеального русского человека были реально присущи Ленину. Ему Горький приписал свои собственные устремления. Поэтому писатель при каждом повороте своих воспоминаний (1924г.) стремился подчеркнуть ту или иную русскую черту характерной привычки или конкретного поступка вождя.
Похоже, при создании второй версии очерка «В.И.Ленин» М.Горький намеревался устранить некоторые угловатости в ранней трактовке великого вождя мирового пролетариата как «идеализированного типа русского интеллигента» (по выражению Л.Троцкого). К тому же, «русскость» Владимира Ленина будто бы мешала восприятию сложившегося к 1930г. в народных массах и партийной жизни большевиков хрестоматийного образа основателя коммунистической партии и советского государства.
Думается, что снимая подобные оценки в новой редакции очерка Горький подчинился вынужденной мучительной самоцензуре.
Продолжение следует.